Гуно Шарль
Гуно (Crounod) Шарль (17.6.1818, Париж, - 18.10.1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать - преподавательницей музыки. Г. брал уроки теории музыки у А. Рейхи. В 1836-38 учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Галеви (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Лесюэра и Ф. Паэра (композиция). В 1839 получил Римскую премию (за кантату "Фернан"), давшую ему возможность три года провести в Италии и недолго в Германии. С 1845 в течение нескольких лет занимал должность органиста, затем капельмейстера одной из церквей Парижа. В 1852-60 был директором парижского объединения хоровых обществ "Орфеон". В 1870-75 жил в Лондоне, где основал общество "Хор Гуно" (ныне Королевское хоровое общество). Г. - виднейший представитель французской лирической оперы (см. Опера). Вершина творчества Г. - опера "Фауст" (по одноименной трагедии Гёте; "Театр лирик", 1859; с речитативами вместо разговорных диалогов и балетной сценой "Вальпургиева ночь" - 1869, театр "Гранд-Опера"), завоевавшая мировое признание. Лучшие оперы Г. отличают правдивость в изображении чувств и переживаний героев, психологически тонкое раскрытие их душевного мира. Искренность и задушевная простота мелодии, насыщенной оборотами городского песенно-танцевального фольклора, контрастная динамика драматургии, реалистическая обрисовка жанрово-бытовых сцен, изящество гармонии и инструментовки - таковы особенности созданной Г. лирической оперы.
Г. - автор 14 опер (2 из них не окончены), в том числе "Сафо" (1850), "Лекарь поневоле" (1857), "Филемон и Бавкида" (1859), "Царица Савская" (1861), "Ромео и Джульетта" (1865); кантат, в том числе "Галлия" (1871); музыки к спектаклям ("Мещанин во дворянстве" Мольера, "Улисс" Понсара, "Жанна д'Арк" Барбье и др.); многочисленных духовных произведений (месс, реквиемов); симфонических сочинений (в т. ч. 2 симфоний); романсов и песен, фортепианных пьес и др.
Творчество Г. оказало заметное влияние на многих французских композиторов - Ж. Бизе, Ж. Массне, Л. Делиба и др. Г. выступал также как музыкальный писатель.
Соч.: "Ascanio" de Saint-Saёns, P., 1890; Le "Don Juan" de Mozart, P., 1890; Mémoires d'un artiste, 3 éd., P., 1896; рус. пер. - Записки артиста, СПБ, [1904]; Воспоминания артиста, М., 1962.
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, под ред. М. С. Друскина, М., 1938; Prod' homme J. G. et Dandelot A., Gounod (1818-1893),v. 1-2, P., 1911.
? С. М. Грищенко.