Большая советская энциклопедия

Книготорговая библиография

Книготорговая библиография, книготоргово-издательская библиография, вид библиографии, основной функцией которого является информация об имеющихся в книготорговой сети, выпущенных в свет и намеченных к изданию произведениях печати в целях содействия их изданию и продаже.

В России К. б. зародилась в конце 20-х гг. 18 в. (книгопродавческие росписи книжной лавки Академии наук). В 70-80-х гг. 18 в. росписи (реестры) получили большое распространение, среди них выделяются росписи Н. И. Новикова. Значительный вклад в историю библиографии в 19 в. внесли подготовленные П. А. Ефремовым и В. И. Межовым каталоги книжных магазинов И. И. Глазунова, А. Ф. Базунова, Я. А. Исакова. В начале 20 в. увеличивается число каталогов книгоиздательств, книготорговых библиографических журналов (наиболее известны "Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф", 1897-1917), но в целом К. б. в предреволюционные годы не сложилась в систему.

Система пособий советской К. б. начала формироваться в 20-е гг. с появлением "Бюллетеня Госиздата". Большая заслуга в её развитии принадлежит Н. В. Здобнову - составителю основных каталогов Госиздата, автору работ по К. б. ("Составление книготорговых каталогов", 1933) и её истории (в книге "История русской библиографии до начала XX в.", 3 изд., 1955). Советская К. б. сросшись практически с издательской, превратилась в широко разветвленную систему. Заказ литературы, намеченной к выпуску, осуществляется по "Планам выпуска издательств" ("Тематическим планам"), ежегодно направляемым в книготорговую сеть всеми издательствами. Об изменениях в "Планах выпуска" сообщается в бюллетене "Бланк для заказов" (примерно 80 номеров в год). Здесь же публикуются списки изданий, имеющихся на Центральной оптовой книжной базе. Сведения о наличии литературы на базах республиканских, краевых и областных книготоргов помещаются в бюллетене "Спрос и предложение" (24 номера в год). Для букинистической торговли выпущены каталоги-прейскуранты.

Для покупателей издаются рекламные проспекты и каталоги, призванные активизировать спрос на определённые издания. В еженедельнике "Книжное обозрение" (с 1966) помещаются списки "Книги недели", которые знакомят читателей с новыми книгами, поступающими в книготорговую сеть.
В книжных магазинах ведутся "Календарь новинок" - список новых поступлений, картотека заказа, содержащая перечень всех изданий, заказанных данным магазином, и картотека наличия, отражающая его ассортимент.
За рубежом возникновение К. б. связано с появлением первых "ярмарочных каталогов" (Франкфурт-на-Майне, 1564). По данным на 1967, текущая К. б. ведётся в 31 стране. См. также Библиография, Книжная торговля.? Лит.: Осипов В. О., Книготорговая библиография, М., 1973.
В. О. Осипов.

Смотрите также: