Технократические теории
Технократические теории, составная часть большинства технологических теорий современной буржуазной социально-экономической мысли, основанная на доктрине перехода управления и власти в капиталистическом производстве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии) и специалистам по управлению, выступающим якобы в виде главной "движущей силы" прогресса. В искажённой форме Т. т. отразили реальные процессы возросшего значения применения науки и найма специалистов для функционирования общественного производства и государства в условиях научно-технической революции.
Т. т. зародились на основе резкой критики Т. Вебленом (США) господства финансовой олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и производства. Проповедь передачи власти инженерам, техникам и специалистам по управлению стала лозунгом радикального антидемократического технократизма 30-х гг. 20 века (Г. Скотт, С. Чейз - США, Ж. Бенд - Франция). В соединении с органической теорией общества (см. Органическая школа) и идеями корпоративизма (см. Корпоративное государство)Т. т. были использованы фашизмом для оправдания жестокого подавления рабочего класса. Сторонники управленческой революции теории в 30-40-х гг. провозгласили (как будто бы уже свершившийся в экономике США факт) переход власти к специалистам-менеджерам, устраняющий, по их мнению, господство собственников и трансформирующий всю систему капитализма. В 50-60-х гг. Т. т. получили широкое распространение в Западной Европе, включив в себя видоизменённую "теорию бюрократии" М. Вебера (Германия).
Первоначальная умеренная критическая направленность этой теории растворилась в концепциях технико-бюрократического "неорационализма" 50-х гг. (Г. Саймон, Д. Марч - США). Новый вариант Т. т. стал выражением идеологии "сайентизма", безудержно восхвалявшей науку и технику как средство "рационального и безболезненного" решения технократами всех проблем производственного, экономического, социального и политического развития общества. На деле же высшим принципом научной рационализации является прежде всего всемерное развитие производственной и общественной активности и инициативы масс, борющихся за управление производством, овладевающих накопленным духовным богатством и устраняющих своей борьбой явления, блокирующие развитие производства и общества.
В конце 60-х гг. был провозглашен (как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих так называемую "техноструктуру", с которой переплетается государственная бюрократия, превращая государство в исполнительный орган "техноструктуры" (Дж. Голбрейт- США). Вместе с тем была выдвинута идея нарастающей оппозиции "техноструктуре" со стороны профессуры университетов и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в обществе. Эта концепция идущей к власти и уже правящей "меритократии" (власть "заслуженных лиц") стала составной частью теории "постиндустриального общества", маскирующей формальное и реальное подчинение наёмного труда капиталу.
Т. т. складываются из трёх основных групп. Элитарные Т. т. приписывают власть и роль главной силы прогресса "элите общества" (производственной, политической, научно-культурной технократии - образованным людям, составляющим растущий "технологический" или "новый средний класс"). Эти взгляды представлены как у либерально-буржуазных авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт - США, Р. Арон - Франция), так и у воинствующих антикоммунистов (З. Бжезинский, Г. Кан -США). Авторитарные Т. т. либо апеллируют к "твёрдой руке" государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рациональности и планомерности в "эру автоматизации" (Ж. Эллюль - Франция, Ф. Поллок - ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую "тоталитарную" технократию, которая якобы уже безраздельно управляет "государством корпораций" и обществом (Ч. Рейч - США). В элитарных и авторитарных Т. т. развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются не как исходный пункт и главное содержание современной революции в производительных силах, а лишь как "социальные последствия" научно-технической революции, осуществляемой технократами и специалистами по управлению корпорациями и государством против воли масс. Третья группа - буржуазно-демократические Т. т. идеализируют положение масс, пытаясь сочетать концепцию "исторических заслуг" технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главные производительные (и даже общественные) силы (П. Друкер - США). Во всех трёх группах Т. т. маскируется гибельное для капиталистического общества противоречие между ведущей ролью народных масс, рабочего класса как главной производительной и общественно-прогрессивной силы, с одной стороны, и их "традиционным" местом объекта подчинения, эксплуатации и угнетения в экономических и политических системах этого общества - с другой. Часть Т. т. открыто противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу и нацелена на раскол армии наёмного труда.
Лит.: Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление и образование, М., 1972; Гвишнани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Васильчук Ю. А., Научно-техническая революция и духовное производство при капитализме, в кн.: Соревнование двух систем, в. 6, М., 1973; Новиков Н. В., Мираж "Организованного общества". (Современный капитализм и буржуазное сознание), М., 1974; Pollock F., Automation, Fr./'M., 1956; Eisner Н. J., The technocrats: prophets of automation, N. Y., 1967.
? Ю. А. Васильчук.