Уйгурская литература
Уйгурская литература, литература уйгуров. С 1917 развивается советская У. л. (в Средней Азии) и литература зарубежных уйгуров (Восточный Туркестан, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Уйгурский народ создал богатейший фольклор во всём многообразии его жанров: песни и народные стихи, сказки, лиро-эпические сказания (дастан), исторические и историко-героические песни, легенды, предания, устные повествования и рассказы, пословицы и поговорки, загадки.
На протяжении веков уйгурские племена (а позже - народ) находились на стыке трёх цивилизаций - среднеазиатской, индийской и китайской, что наложило отпечаток на складывание культуры и формирование У. л. Доминирующим было воздействие на уйгуров среднеазиатской культуры. Начало уйгурской письменности и литературной культуры восходит к тюркским руническим эпиграфическим памятникам 7-8 вв., преимущественно к памятнику Моюн-Чуру, отражающему ранний этап уйгурской государственности. Памятники буддийского периода - переводы религиозно-дидактических книг - сутр на тюркский язык. Среди них выделяется вероучительное сочинение "Сутра золотого блеска" - перевод с санскрита, сделанный в 10 в. и в 1913-17 изданный В. В. Радловым и С. Е. Маловым. Значительную часть литературных памятников классической У. л. представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма "Знание, дающее счастье" Юсуфа Баласагуни (11 в.), "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки "Подарок истин" (конец 12 - начало 13 вв.). К 14 в. относится литературный памятник мусульманско-религиозного содержания "Сказание о пророках" Рабгузи, от 15 в. до нас дошла анонимная рукопись "Огуз-наме" на уйгурском языке.
Особый этап развития У. л. поздне-феодального времени начинается с творчества Мухаммада Имина Хиркати (1634 - 1724), автора гуманистической поэмы "Любовь и труд" (1670). Лучшие традиции поэзии Хиркати были восприняты и развиты в лирике Залели (около 1674- 1723) и Новбати (годы жизни неизвестны). В 17-18 вв. поэзия в У. л. достигла высокого художественного уровня. Были созданы жанры этико-дидактический, любовно-романический, героические поэмы, творчески освоены такие лирические жанры, как касыда, газель, рубай и др.; совершенствовались поэтический стиль и изобразительные средства.
В конце 18 - 1-й половины 19 вв. в У. л. известны поэты Шаир Ахун, Арши, Хислат Кашгари, Норузахун Зияй, Турды Гариби и др., но особое значение имело творчество Абдураима Низари (1770 - год смерти неизвестен), который создал свою поэтическую школу. Во 2-й половине 19 в., в период освободительной борьбы уйгурского народа против маньчжуро-китайского владычества, выдвинулись поэты Садыр Палван, Сеид Мухаммад Каши, Мулла Шакир и др. Они сочувствовали трудовому народу, призывали к освободительной борьбе против колониального и феодального гнёта. Центральная фигура У. л. 19 в. - Билал Назым (1824-99), который создал ряд значительных произведений, проникнутых пафосом вольнолюбия и социального протеста.
Уже в первые годы после Великой Октябрьской революции 1917 у уйгуров, проживающих в СССР, произошли коренные перемены в экономике и культуре. Вслед за газетами, журналами, альманахами появились и сборники произведений уйгурских писателей. Первый коллективный сборник "Утренние лучи" был опубликован в 1930. Изданы были сборники рассказов Умара Мухаммади (1906-31), стихов Турды Хасанова (1909-37), Изима Искандерова (1906-70), Нура Исраилова (1910-1953). Уйгурские писатели создавали новую, неразрывно связанную с широкими массами литературу социалистического реализма. Молодая советская У. л. начинала свой путь под воздействием русской и др. советских литератур и в то же время опиралась на лучшие традиции классической У. л. и фольклора. Советская У. л. достигла наибольшей творческой активности, консолидации сил и идейно-художественного роста начиная со 2-й половины 40-х гг. Изображение новой действительности, осмысление прошлого уйгурского народа и освещение жизни современных зарубежных уйгуров - три тематические линии, зародившиеся ещё в 20-е гг., получили дальнейшее развитие в романах "Маимхан" (1965), "Тайны годов" (книги 1-2, 1967-72), "Одна папироса" (1970) Зия Самеди (р. 1914), в дилогии "Водоворот" (книги 1-2, 1964-66), романе "Учитель" (1973) Джамала Бусакова (р. 1918), в романах Хизмета Абдуллина (р. 1925) "Под небом Турфана" (1962) и "Односельчане" (1966), в романе Масимжана Зульпикарова (р. 1925) "Лутфулла Муталлип" (1969), в повестях "Традиция победителей" (1965) Джалала Мусаева (р. 1927), "Течение жизни" (1965) Ахмеджана Аширова (р. 1938), "Бесконечные песни" (1967) Юсупа Ильяса (р. 1927), в рассказах и очерках, поэмах и стихах Изима Бахниязова (р. 1929), Рози Кадыри (р. 1925), Патигуль Сабитовой (р. 1936), Абду-карима Ганиева (р. 1936), Долкуна Ясенова (Учкуна, р. 1938) и др.
Литература зарубежных уйгуров делает первые шаги после победы восстания 1931-33, когда были завоёваны демократические свободы. Начиная с 1932 в Восточном Туркестане получили распространение произведения основоположника современной У. л. Мухаммадди и др. советских уйгурских писателей. У истоков литературы зарубежных уйгуров стояли Лутфулла Муталлип (1925-45), Ним Шахид (р. 1906), Зуннун Кадыри (р. 1915), Нур Бусаков (1920-52). После победы революции "Трёх вилаятов" (1944-46) и в первые годы после провозглашения КНР были созданы первые органы печати на уйгурском языке, изданы первые книги. В 1950 был организован подготовительный комитет Ассоциации литературы и искусства, а в 1953 создана и сама ассоциация; начал выходить общественно-художественный журнал "Тарим". В 1961 основан журнал "Шинжан эдэбият сэн'ити". Первый съезд уйгурских писателей Синьцзяна состоялся в мае 1957.
Лит.: Хамраев М. К., Веков неумирающее слово, А.-А., 1969; Уйгур совет эдэбияти тарихиниц очерклпри, Алмута, 1967; Уйгур эдэбпятидики традиция вэ нова-турлук мэсилилнрнгэ дайр, Алмута. 1970.
? А. Валитова, М. Хамраев.