Шубин Федот Иванович
Шубин Федот Иванович [17(28).5.1740, дер. Тючковская, ныне Архангельской обл., - 12(24).5.1805, Петербург], русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве 18 в.
Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761-67 учился в АХ у Н. Жилле. Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Б. Пигаля (1767-70), и в Риме (1770-72). Ранним произведениям Ш. ("Ф. Н. Голицын", мрамор, 1771, Третьяковская галерея), созданным под влиянием античного искусства, присущи классическая ясность и реалистическая достоверность. В 1773 Ш., вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. Ш. подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности ("А. М. Голицын", мрамор, 1775, там же), передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечательные лица ("З. Г. Чернышёв", 1774, там же; "П. А. Румянцев-Задунайский", 1778, Русский музей, Ленинград; оба - мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого ("Неизвестный", мрамор, сер. 1770-х гг., Третьяковская галерея). В 1774-75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс. князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789-90 - статую "Екатерина II - законодательница" для Таврического дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). В 1770-80-е гг. Ш. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786- 1789; все - мрамор).
Особой точности и правдивости характеристик достиг Ш. в портретах 1790-х гг. ("Г. А. Потёмкин-Таврический", мрамор, 1791; "Е. М. Чулков", см. илл.; "М. В. Ломоносов", гипс, 1792; "А. А. Безбородко", мрамор, около 1798; все - Русский музей, Ленинград). Сложностью и остротой психологической характеристики отличается бюст Павла I [мрамор, 1797(?), там же]. Последние годы жизни Ш. прошли в затруднениях, во многом связанных с враждебным отношением правящих кругов к его искусству.
Лит.: Исаков С. К., Федот Шубин, М., 1938; Жидков Г. В., Образ Шубина, М., 1946; Лазарева О. П., Русский скульптор Федот Шубин, М., 1965.