Ямная культура
Ямная культура, древнеямная культура, общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э.) в Каспийско-Черноморских степях. Впервые памятники Я. к. открыты В. А. Городцовым в 1901 на Северном Донце. Занимала территорию от Южного Приуралья на В. до Днестра на З., от Предкавказья на Ю. до Среднего Поволжья на С. Внутри Я. к. выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак Я. к. - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии Я. к. выделяются 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-я половина - середина 3-го тыс. до н. э.) по всей территории Я. к. распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на В., остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в т. ч. зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён Я. к. вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на З., яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На З. отдельные племена Я. к. переходят к оседлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скеля Каменоломня и др. на Нижнем Днепре). На третьем этапе (конец 3 - начало 2-го тыс. до н. э.) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры) привели к исчезновению Я. к. Потомки племён Я. к. на В. сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на З. они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики Я. к. было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие (наряду с отгонным скотоводством) в речных долинах играло второстепенную роль. Потомки племён Я. к. вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи.
Лит.: Мерперт Н. Я., Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья, М., 1974.
? Н. Я. Мерперт.