Броненосец
Броненосец, основной класс боевого корабля во 2-й половине 19 - начале 20 вв. с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой. Б. были самыми крупными и сильными кораблями флота своего времени и предназначались для ведения морского боя с бронированными кораблями противника и действий против приморских крепостей. Идея бронирования кораблей основных классов возникла давно. Но лишь после Синопского боя (1853), в котором русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова зажигательными бомбами уничтожила турецкий флот, во всех флотах окончательно пришли к убеждению в необходимости замены деревянных кораблей с парусным вооружением кораблями из железа с паровыми машинами. Строительство корпусов военных кораблей из железа привело к широкому применению брони для защиты тонкого железного борта и палуб от пробивания артиллерийскими снарядами.
Б. развились из кораблей класса монитор, впервые появившихся в 1862 во время Гражданской войны в Северной Америке. Мониторы обычно вооружались 2 крупнокалиберными (до 280 мм) пушками, размещенными во вращающейся бронированной башне, и имели очень низкий, но сильно забронированный надводный борт. Последующее развитие шло по линии увеличения калибра и числа пушек, а также высоты надводного борта. В России первый крупный Б. "Петр Великий"был заложен в 1869 и спущен на воду в 1872. Он имел водоизмещение 10100 т и считался самым мощным и мореходным Б. своего времени. В русском флоте различали Б. эскадренные (для боя в открытом море) и Б. береговой обороны (для действий в прибрежных районах). К числу эскадренных Б. принадлежал известный своим участием в Революции 1905-07 "Потемкин". Одним из сильнейших эскадренных Б. был "Андрей Первозванный" (заложен в 1905, спущен на воду в 1906; водоизмещение 17 400 т, скорость 18 узлов, четыре 305-мм орудия главного калибра, бортовая броня 70-216 мм). Типичным Б. береговой обороны был "Адмирал Сенявин" (вступил в строй в 1896; водоизмещение 4790 т, скорость 16 узлов, четыре 25-мм орудия главного калибра, бортовая броня 152-254 мм).
Опыт русско-японской войны 1904-05 выявил недостаточность числа орудий главного калибра, большую разнокалиберность вспомогательной артиллерии, слабость бронирования Б. и низкую их живучесть. Поэтому строительство Б. после русско-японской войны прекратилось, взамен их во многих флотах мира стали строить линейные корабли. В некоторых флотах, главным образом скандинавских стран, Б. в небольшом количестве сохранялись до конца 2-й мировой войны, а в ВМС Швеции до середины 50-х гг. 20 в. Некоторые Б., например ВМС Норвегии, участвовали в боевых действиях в прибрежных районах в начале 2-й мировой войны.
Н. М. Короткин.