«Нищета философии»
«Нищета философии». Ответ на «Философию нищеты» господина Прудона, книга К. Маркса, одно из первых произведений зрелого марксизма. Впоследствии Маркс отмечал: «...чтобы расчистить путь социализму критическому и материалистическому... надо было резко порвать с той идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 231 - 32). Разрыв Маркса и Энгельса с П. Ж. Прудоном произошёл летом - осенью 1846 в ходе борьбы за научно-коммунистическое мировоззрение и пропаганды коммунизма среди рабочих - членов парижских общин «Союза справедливых». В конце октября Маркс узнал от Энгельса о выходе в свет книги Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты» с изложением его мелкобуржуазной реформистской идеологии. К концу декабря после ознакомления с самой книгой у Маркса сложился замысел ««Нищета философии»», основное содержание которой было намечено в его письме П. В. Анненкову 28 декабря 1846. ««Нищета философии»» была написана на французском языке, в основном к началу апреля, предисловие датировано 15 июня 1847, в начале июля она вышла из печати в издательствах Франка в Париже и Фоглера в Брюсселе.
««Нищета философии»» - первое печатное произведение Маркса, в котором он в форме критики Прудона изложил исходные положения своего экономического учения и вместе с тем основы созданного им и Энгельсом материалистического понимания истории (см. там же, т. 13, с. 8; т.20, с. 9, а также В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 33, с. 22 - 23). Книга состоит из двух глав. В первой («Научное открытие») преобладает критика экономических взглядов Прудона; во второй («Метафизика политической экономии») - критика их философских основ.
Опираясь на разработанное в «Немецкой идеологии» материалистическое понимание истории, Маркс создаёт здесь необходимые предпосылки для своей будущей теории прибавочной стоимости. Подвергая критике идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся попытку применить идеалистическую гегелевскую диалектику к политической экономии, Маркс развивает последовательно диалектическое понимание законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, принцип историзма, впервые затрагивает проблему соотношения исторического и логического. Развивая материалистическое понимание истории, Маркс впервые прямо формулирует здесь соотношение производительных сил и производственных отношений; даёт материалистическое объяснение экономических категорий как теоретического выражения, абстракции общественных отношений производства. В ««Нищета философии»» Маркс осознаёт уже значение трудовой теории стоимости и по существу начинает различать классическую и вульгарную политическую экономию, закладывает основы своей теории стоимости, через понимание исторического характера товара «труд» приближается к открытию того, что товаром является не труд, а рабочая сила, и таким путём - к открытию прибавочной стоимости. Углубляя теорию научного коммунизма, Маркс выясняет здесь исторические корни утопизма, исследует соотношение экономической и политической борьбы рабочего класса, затрагивает некоторые проблемы теории коммунистического общества. В противоположность утопическим планам Прудона реформировать буржуазное общество путём устранения его «дурных» сторон и сохранения «хороших», Маркс обосновывает необходимость его революционные преобразования. Рабочий класс создаст бесклассовое коммунистич. общество, и только тогда «...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 185).
Как указывал сам Маркс, «...в этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в “Капитале”» (там же, г. 19, с. 231).
При жизни Маркса ««Нищета философии»» не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте в издательстве Дица под редакцией, с предисловием и примечаниями Энгельса вышло первое немецкое издание ««Нищета философии»». В 1886 в Женеве группа «Освобождение труда» выпустила в переводе В. Засулич 1-е русское издание. В 1891 в Мадриде в переводе Х. Меса вышло 1-е исправленное издание. В 1892 в Штутгарте вышло 2-е немецкое издание с кратким предисловием Энгельса, а в 1896, уже после его смерти, в Париже появилось подготовленное Л. Лафарг 2-е французское издание, 1-е итальянское издание вышло в Болонье в 1895, 1-е болгарское - в Варне в 1898 (перевод Г. Бакалова), 1-е английское - в Лондоне в 1900 (перевод Г. Квелча). С тех пор книга Маркса была переведена на многие языки (всего не менее 30) и издана во многих странах. В СССР, не считая публикаций в составе Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, она издавалась (отдельной книгой) 33 раза на 14 языках (в т. ч. на армянском, грузинском, латышском, туркменском, уйгурском, украинском, эстонском и иностранных языках) общим тиражом 683 тыс. экземпляров (данные на 1 января 1973).
Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., [Письмо] П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, О Прудоне, там же, т. 16; его же, О «Нищете философии», там же, т. 19; Энгельс Ф., [Письмо] В. И. Засулич, 6 марта 1884 г., там же, т. 36; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус. Предисл. к 1-му нем. изд. работы К. Маркса «Нищета философии», там же, т. 21; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 344); Розенберг Д. И., Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века, М., 1954, с. 220-38; Кешелава В. В., Об особенностях критики Марксом спекулятивной диалектики Гегеля в «Нищете философии», «Философские науки» (НДВШ), 1960, № 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 488-514; Выгодский В. С., История одного великого открытия Карла Маркса, М., 1965, с. 17-33; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономии, М., 1966, с. 168-92; Карл Маркс. Биография, М., 1968, с. 124-34; Rossi М., Marx е la dialettica hegeliana, t. 2 - La genesi del materialismo storico, Roma, 1963, p. 837-951.
Г. А. Багатурия.