Буровая каретка
Буровая каретка, передвижная установка для механизированного бурения шпуров и скважин из подземных горных выработок. Выпускаются Б. к.: для вращательного бурения электросвёрлами в породах ниже ср. крепости; для вращательно-ударного бурения специальными бурильными машинами в средних и крепких породах; для ударно-поворотного бурения колонковыми бурильными молотками в породах любой крепости. На Б. к. применяют длинноходовые, канатно-поршневые, цепные или винтовые податчики, позволяющие бурить шпур или скважину глубиной до 2,5 м одним буром, что сокращает время вспомогательных операций.
Б. к. применяются при проходке выработок и в очистных забоях для отбойки руды в камерах (рис. 1). Последние имеют несколько буровых машин (до четырёх) и обуривают забои большой высоты (до 12 м). Б. к. для бурения в горизонтальных выработках состоит из платформы на пневматическом, колёсно-рельсовом или гусеничном ходу, на которой монтируется один или несколько гидравлических или винтовых манипуляторов с автоподатчиками и установленными на них бурильными машинами (рис. 2). Б. к. закрепляется рельсовыми захватами (каретка на колёсно-рельсовом ходу) или гидродомкратами. Для бурения взрывных скважин диаметром 60-70 мм и глубиной до 50 м созданы самоходные Б. к., на которых устанавливают один или два бурильных молотка с независимым вращением инструмента. Разработаны Б. к. для обуривания забоев вертикальных стволов шахт (рис. 3), представляющие собой складывающуюся раму, раскрепляемую в забое домкратами. После обуривания забоя рама поднимается к подвесному полку.
Б. к. заменяют малопроизводительное ручное бурение и создают предпосылки для многомашинного автоматизированного бурения шпуров и скважин.
Лит.: Соловьянов Л. Н.. Макашов Л. Н., Кучер Я. А., Буровые машины для металлических рудников, М., 1964: Техника бурения при разработке месторождений полезных ископаемых, М., 1966.
Б. Н. Кутузов.