Большая советская энциклопедия

Вариации

Вариации (от лат. variatio - изменение), музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочинённой композитором или заимствованной им (изредка - двух и даже трёх тем). Отсюда название "Тема с В.", которое часто даётся произведениям в этой форме. Истоки В. - в народном творчестве, в изменениях, которым подвергается песенная форма при куплетных повторениях. Тема В. обычно проста по фактуре, исполняется в умеренном темпе, что позволяет провести в В. последовательные фактурные, темповые, жанровые изменения. Различают В., сохраняющие структуру темы (В. на бассо остинато, на выдержанную мелодию и строгие В.) и меняющие её (свободные В.). В первом случае варьирование касается всех или некоторых элементов темы - мелодии, фактуры, полифонической ткани, в отдельных В. - лада, темпа и тактового размера (Пассакалия до минор И. С. Баха, 32 В. Бетховена для фортепьяно, Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила" Глинки). Во втором случае В. связаны с темой через общие мелодические обороты, но меняют жанр, размер, темп, структуру и в результате образуется сюитообразная форма (Симфонические этюды Шумана для фортепьяно, 2-я часть трио "Памяти великого художника" Чайковского, 2-я часть концерта ? 3 Прокофьева для фортепьяно). Возможно объединение обеих форм варьирования (финал сонаты ?2 Шостаковича для фортепьяно). Иногда, как видно из примеров, В. входят составной частью в сонатно-симфонический цикл или др. музыкальную форму.

Лит.: Протопопов Вл., Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967; Адигезалова Л., Вариационный принцип развития песенных тем в русской советской симфонической музыке, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963: Fischer К., Zur Theorie der Variation im 18. und beginnenden 19. Jahrhundert, в кн.: Festschrift J. Schmidt - Görg..., Bonn, 1957.

? Вл. В. Протопопов.

Смотрите также: