Вахтангов Евгений Багратионович
Вахтангов Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, - 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем "Мансуровской") студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евгения Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете "Терек". В 1909 поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: "Живой труп" Л. Н. Толстого (Цыган), "Синяя птица" Метерлинка (Сахар), "Гамлет" Шекспира (Второй актёр), "Мысль" Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в "Сверчке на печи" по Диккенсу, 1914; Шут в "Двенадцатой ночи" Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: "Праздник мира" Гауптмана (1913), "Потоп" Бергера (1919, играл роль Фрезера).
С первых лет Советской власти В. искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам "... надо резко изменить что-то в своей жизни", что художник должен творить вместе с народом: "ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним" (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в "Потопе" тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах "Свадьбы" Чехова (1920) и "Чуда святого Антония" Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках - "Эрик XIV" Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), "Гадибук" Анского (еврейская студия "Габима", 1922). Стремление В. к поискам "современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально" (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке - пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества В. были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. - режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др.
Соч.: Записки. Письма. Статьи, М. - Л., 1939.
Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939; Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. - Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
Б. И. Ростоцкий.