Велде (семья голландских живописцев)
Велде (семья голландских живописцев)
Велде (van de Velde), семья голландских живописцев 17 в. Наиболее известны:
Эсайас ван де В. (около 1590-91, Амстердам, - похоронен 18.11.1630, Гаага). Работал с 1610 в Харлеме, с 1618 в Гааге. Один из создателей национального голландского пейзажа ("Пейзаж с всадниками", 1623, Эрмитаж, Ленинград; "Дюнный пейзаж", 1629, Государственный музей, Амстердам), добившийся со временем простоты и естественности образов, целостного эмоционального ощущения жизни природы, связанной с жизнью простых людей, тонального единства, обогащенного контрастами света и тени; острота жизненных наблюдений отличает и его жанровые ("Общество на террасе", 1622, Эрмитаж) и батальные ("Нападение на фургон", 1626, Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва) картины. Виллем ван де В. (крещен 18.12.1633, Лейден, - 6.4.1707, Лондон). Работал в Амстердаме и с 1673 в Лондоне. Автор звучных по цвету морских пейзажей. Изображая спокойное или слегка волнующееся море с крупными силуэтами кораблей, высокое небо с клубящимися облаками, придавал своим картинам оттенок торжественной героики ("Штиль", 1657, Национальная галерея, Лондон; "Залп салюта", 1666, Картинная галерея, Берлин-Далем). Адриан ван де В. (крещен 30.11.1636, Амстердам, - похоронен 21.1.1672, там же). Брат Виллема. Работал почти во всех жанрах голландской живописи и графики (портреты, религиозные, мифологические, аллегорические картины), но прославился пейзажами с фигурами людей и животных ("Берег в Схевенингене", 1658, Картинная галерея, Кассель; "Ферма", 1666, Картинная галерея, Берлин-Далем). Пейзажи Адриана ван де В. привлекают светлой праздничностью восприятия природы, прозрачной свежестью и чистотой нежных оттенков цвета; вместе с тем демократические традиции постепенно уступают в них место созерцательности, изысканной нарядности, идилличности образов, а затем и увлечению итальянскими мотивами и пасторальными сценами.
Лит.: Zoege von Manteuffel K., Die Künstlerfamilie van de Velde, Bielefeld - Lpz., 1927.