«Повесть временных лет»
«Повесть временных лет», общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник ««Повесть временных лет»» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция ««Повесть временных лет»», и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция ««Повесть временных лет»». В списках некоторых летописных сводов составителем ««Повесть временных лет»» назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи 18—19 вв. считали Нестора первым русским летописцем, а ««Повесть временных лет»» — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачевым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие ««Повесть временных лет»», а сама ««Повесть временных лет»» не является единым произведением. После своего появления ««Повесть временных лет»» ещё дважды подвергалась переработкам. Источниками 1-й редакции ««Повесть временных лет»» послужили Киево-Печерский свод конца 11 в., русско-византийские договоры 10 в., «Хронограф по великому изложению» — древнерусское компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте Словенской», предания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др. Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. После неоконченной статьи 1110 в ««Повесть временных лет»» содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, который создал новую, 2-ю редакцию ««Повесть временных лет»». Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции ««Повесть временных лет»». При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца 11 — начала 12 вв., и ввёл ряд дополнений в ««Повесть временных лет»». В 1118 ««Повесть временных лет»» была подвергнута новой переделке. В центре внимания 3-й редакции ««Повесть временных лет»» остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира — Мстиславом. Последний редактор ««Повесть временных лет»» дополнил свой источник данными о семейных делах Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о византийских императорах, в родстве с которыми состояли Мономахи. В целом же ««Повесть временных лет»» сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории. Летописцы призывали князей к единству и защите русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной летописцам литературы. Язык летописи тесно связан с живым русским языком 11—12 вв., отличается лаконичностью и образностью. Рассказы ««Повесть временных лет»» неоднократно использовались русскими писателями (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, А. К. Толстой и др.).
Тексты: Повесть временных лет. [Подгот. текста Д. С. Лихачева. Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова], ч. 1—2, М. — Л., 1950.
Лит.: Шахматов А. А., Повесть Временных лет, т. 1, Вводная часть. Текст. Примечания, в сборнике: Летопись занятий Археографической комиссии, т. 29, П., 1917; его же, Повесть Временных лет и её источники, в сборнике: Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 4, М. — Л., 1940; Истрин В. М., Замечания о начале русского летописания, в сборнике: Известия Отделения русского языка и словесности, т. 26—27, П., 1923—24; Никольский Н. К., Повесть Временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры, в кн.: Сб. по русскому языку и словесности АН СССР, т. 2, в. 1, Л., 1930; Приселков М. Д., История русского летописания XI—XV вв., Л., 1940; Еремин И. П., «Повесть временных лет». Проблемы её историко-литературного изучения, Л., 1946; Лихачев Д, С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.— Л., 1947; его же, Повесть Временных лет, ч. 1—2, М. — Л., 1950; Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963; Насонов А. Н., История русского летописания XI — начала XVIII вв., М., 1969.
В. А. Кучкин.