Вьетнам
Вьетнам (Vièt-Nam).
? I.? Общие сведения
В. расположен в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория В. узкой полосой шириной до 600 км на С., 375 км на Ю. и 50 км в центральной части (наиболее узкой) протянулась в меридиональном направлении вдоль восточного побережья полуострова на 1750 км. Граничит на С. с Китаем, на З. - с Лаосом и Камбоджей, с В. омывается Южно-Китайским морем и его частью - заливом Бакбо, с Ю.-З. - Сиамским заливом. Площадь 332,6 тыс. км2. Население 39,2 млн. чел. (1969, оценка ООН).
С конца 19 в. и до 1945 В. являлся французской колонией в составе Индокитая Французского. Августовская революция 1945 во Вьетнаме привела к созданию первого в Юго-Восточной Азии государства народной демократии и провозглашению в сентябре 1945 государства Демократическая Республика В. (ДРВ) (см. раздел Демократическая Республика Вьетнам). В 1945-1954, в войне Сопротивления, вьетнамский народ отстоял своё государство в борьбе с французскими колонизаторами. По Женевским соглашениям 1954 территория В. была временно разделена демаркационной линией, проведённой приблизительно по 17-й параллели, по р. Бенхай. В нарушение Женевских соглашений 1954 на Ю. страны при поддержке американских империалистов в октябре 1955 была создана так называемая Республика Вьетнам. В результате национально-освободительного движения часть территории Южного В. перешла под контроль Национального фронта освобождения Южного В. (НФОЮВ), с июня 1969 - Временного революционного правительства Республики Южный В. (ВРП РЮВ, см. раздел Южный Вьетнам).
Население
Вьетнамцы (около 34 млн. чел.; 1969, оценка), вместе с близкими к ним мыонгами (около 500 тыс.) составляют около 87% всего населения страны и заселяют равнинные и частично предгорные районы, а также города. На равнинах Ю. живут кхмеры (около 600 тыс.); в возвышенных и горных районах на С. - горные таи (всего около 1,5 млн. чел., в том числе: тхай - 450 тыс., тхо - 550 тыс., нунги - 350 тыс., каолан - 25 тыс. и др.), мео, ман (мео, или мяо, - 250 тыс., ман, или яо, - 250 тыс.) и горные моны (сакау - 40 тыс.); на Ю.-З. - горные кхмеры (всего свыше 600 тыс. чел., в том числе: банар - 120 тыс., чамрэ - 110 тыс., седанг - 100 тыс., мнонги - 50 тыс., ма - 50 тыс., ве - 40 тыс., ванкьеу - 40 тыс., и др.); на Ю.-B. - чамы (60 тыс.) и горные чамы (джарай - 200 тыс., эде -1 50 тыс., раглай - 50 тыс.). В городах живёт также около 1 млн. китайцев. Вьетнамцы и мыонги говорят на языках, составляющих отдельную языковую группу (относится, по мнению различных учёных, к австроазиатской или к китайско-тибетской языковым семьям); кхмеры, горные кхмеры и моны говорят на языках монкхмерской семьи, чамы и горные чамы - на индонезийском языке (со значительными заимствованиями из кхмерского языка). Языки горных таи, мео и ман включались в китайско-тибетскую семью, однако лингвисты считают вероятным их родство с монкхмерскими и индонезийскими языками. Среди большей части верующего населения распространён буддизм, тесно переплетённый с даосизмом, конфуцианством, культом предков; есть христиане (главным образом католики). Большинство чамов - брахманисты, остальные - мусульмане. Часть горных племён сохраняет древние традиционные верования.
Официальным календарём является григорианский. Одновременно широко, особенно в быту, применяется лунно-солнечный календарь "ам лить", состоящий из 60-летних циклов. Начало года этого календаря по григорианскому календарю приходится на разные даты от 20 января до 21 февраля (например: 1969 - 16 февраля, 1970 - 6 февраля, 1971 - 27 января, 1972 - 15 февраля и т.д.). См. Календарь.
Природа
Берега преимущественно низкие, песчаные, слабо изрезанные. Длина береговой линии более 2500 км. На С. залив Бакбо (Тонкинский) с архипелагом Файтсилонг. На Ю. большой полуостров Камау. Удобных для судоходства бухт и заливов мало. Наилучшая естественная гавань - залив Камрань.
Рельеф. Большую часть поверхности страны, главным образом на С., С.-З. и во внутренних районах, занимают горы (в основном средневысотные или низкие), глубоко расчленённые долинами. В северной половине В. преобладают параллельные хребты и цепи массивов юго-восточного простирания; склоны их преимущественно пологие. Самый высокий хребет - Хоангльеншон с вершиной Фанши (3143 м); самый длинный хребет - Чыонгшон, около 300 км. В южной половине В. горы образуют продольную возвышенную полосу, слагающуюся из широких массивов, плоскогорий и плато со сглаженной поверхностью. Преобладающие высоты 500-1500 м, наибольшая 3280 м. Самые обширные возвышенности - плоскогорья и плато Контум, Дарлак, Далат, Мнонг (последнее частично в Камбодже). У берегов - низменные равнины, наиболее значительные из которых находятся на С. [низовья и дельта р. Хонгха (Красная) и других рек] и на Ю. (дельта р. Меконг).
? П. А. Шелапутин.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Северо-восточная часть Северного В. относится к Южно-Китайской платформе, юго-западная- к складчатой системе мезозоид. Докембрийский фундамент платформы образован кварцитами, сланцами, мраморами, гранитоидами; чехол сложен палеозойскими песчано-сланцевыми, карбонатными и мезозойскими терригенными, частью красноцветными, толщами. Складчатые структуры мезозоид, сформированные в конце триаса, сложены позднедокембрийскими метаморфическими, а также палеозойскими и триасовыми песчаносланцевыми, терригенно-карбонатными и вулканогенными толщами общей мощностью свыше 10 км. Резко несогласно на них лежат терригенные, часто красноцветные, и вулканогенные породы рэта, юры и мела, образующие наложенные впадины. В средне- и позднетриасовое, меловое и палеогеновое время в северной части В. проявился гранитоидный магматизм.
Север южной части В. (плато Контум) относится к Индосинийскому срединному массиву, время стабилизации которого принимается либо докембрийским, либо герцинским. Структуры, расположенные южнее плато Контум, рядом исследователей выделяются как герцинская складчатая система. И на плато, и к Ю. от него широко развиты покровы кайнозойских базальтов.
Северная часть В. богата разнообразными полезными ископаемыми. Главные из них: каменный уголь - в позднетриассовых отложениях; железная руда - в скарнах среднекарбоновых интрузий и кварцитах докембрия; свинец и цинк, связанные с позднемеловыми и пермскими гранитоидами; бокситы -в отложениях перми и триаса; вольфрам и олово в аллювиальных россыпях; руды редкоземельных элементов, связанные со щелочными гранитами позднего мела и палеогена.
В южной части В. известны месторождения: каменного угля - в позднетриасовых отложениях плато Контум; золота - в кварцевых жилах среди докембрийских пород того же плато; молибдена - в кварцевых жилах, связанных со среднекаменноугольными и триасовыми гранитоидами.
? Г. А. Кудрявцев.
Климат муссонный субэкваториальный, с жаркой на Ю. и прохладной на С. зимой и резко выраженным максимумом осадков в период влажного муссона. Для большей части страны влажным является летний юго-западный или юго-восточный муссон, сухим - зимний северо-восточный. В невысоких районах средняя температура самого холодного месяца от 15?С на С. (январь) до 25,8?С на Ю. (декабрь), самого тёплого 28, 29?С (на С. - июнь, июль, на Ю. - апрель). Выше 1500 м зимой на С. бывают заморозки. Годовая сумма осадков 1500-2500 мм, местами (главным образом в горах) более 3000 мм. Во всей стране, кроме восточной приморской полосы приблизительно от мыса Зинь до залива Бакбо, около 80% годовой суммы осадков приходится на май - октябрь; в восточной приморской полосе - на август - январь. Во второй половине лета и осенью на севере В. нередки тайфуны.
Внутренние воды. Речная сеть густая. Все реки принадлежат бассейну Южно-Китайского моря. Порожисты. Характерно резкое повышение уровней (до 10 м, иногда более) и расходов (в десятки раз) в сезоны муссонных дождей. На всех реках С. и Ю. и на реках западного склона центральной части страны половодья бывают в период июнь - октябрь; на реках восточного склона центральной части - в период сентябрь -декабрь. Реки имеют большое значение для орошения и для местных перевозок грузов. Главные реки: на С. - Хонгха (Красная; длина в пределах В. 475 км) с крупным притоком Да (Чёрная), на Ю. - Меконг (принадлежат В. только низовья - около 220 км).
Почвы. Преобладают горные латеритные почвы; в приморской полосе и на низкогорьях - красно-жёлтые латеритные; в дельтах рек - аллювиальные; по внешнему краю дельты р. Меконг и на других участках побережья - болотные засоленные.
Растительность. Около 1/3 поверхности В., главным образом в горах, покрыто тропическими и субтропическими лесами. Большая часть лесов - вторичного происхождения. В предгорьях и в нижнем поясе гор преобладают леса из вечнозелёных тропических пород семейств двукрылоплодных, бобовых, молочайных и др. Выше 600-700 м на С. и 1000-1200 м на Ю. распространены леса, в которых к тропическим породам примешиваются породы субтропического и умеренного климата - дуб, бук, каштан, различные сосны. На Ю. сосны образуют обширные чистые насаждения. Как в подлеске влажных лесов, так и в чистых насаждениях, главным образом вдоль рек, широко распространён бамбук. На плоскогорьях и плато Ю.-З. - редкостойные саванновые леса и саванны, на местах повторно сведённых лесов, преимущественно в невысоких районах, - вторичные саванны и кустарниковые заросли. В зоне приморских низменных равнин преобладающим типом является культурная растительность полей, пальмовых и бамбуковых насаждений. Значительные участки равнин, особенно на Ю., покрыты болотной растительностью. В затопляемой морским приливом полосе распространены мангровые - заросли вечнозеленых жестколистных деревьев, ризофоры и бругиеры.
Животный мир.Территория В. входит в пределы Индийско-Индокитайской подобласти Индо-Малайской зоогеографической области. Наиболее характерные животные: влажных лесов - гиббоны, макаки, медведи (тибетский и малайский), тигр, древесные виверры, белки, летяги, огромный питон-удав, крупные вараны (ящерицы), белый и зелёный попугаи; саванновых лесов и саванн - индийский слон, однорогий и двурогий носороги (все они редки), антилопы, олени, дикие быки, кабаны, дикобраз, павлины, орлы, куропатки, дикие куры и др. В дельтах рек и болотах обитают розовый фламинго, аисты, пеликан, цапля, дикие утки, гуси и др. Речная фауна: рыбы семейства карповых (пескарь, карп, окунь, щука) и др.
Природные районы. 1) Пояс приморских низменностей - цепь низменностей, в основном равнин, преимущественно с культурным ландшафтом, разделённых невысокими горными отрогами: а) в северной части В. - низменности с прохладной зимой и летним максимумом осадков; б) в средней части В. - с тёплой зимой и осенне-зимним максимумом осадков; в) в южной части В. - с жаркой, очень сухой зимой и летним максимумом осадков. 2) Горный пояс - цепь горных и плоскогорных участков, разделённых глубоко врезанными (местами - ниже 200 м над уровнем моря.) долинами. Преимущественно лесная растительность. Высотная поясность ландшафтов. 3) Пояс плато - серия ровных или холмистых плато к З. от южной части горной области на высотах 200-1000 м. Тёплый климат с сухой зимой, саванны, саванновые леса.
? Лит.: Щеглова Т. Н., Вьетнам, М., 1957; Фридланд В. М., Природа Северного Вьетнама, М., 1961; Геология Юго-Восточной Азии. Индокитай, Л., 1969.
? П. А. Шелапутин.
II.? ВЬЕТНАМ ДО 1945
Исторический очерк
Период первобытнообщинного строя и начало классового общества (до 3 в.). На территории центрального В. сохранились памятники материальной культуры нижнего палеолита; в мезолите и раннем неолите здесь существовала своеобразная бакшонско-хоабиньская культура. В период развитого неолита В. вошёл в область культур, характеризующихся употреблением "плечикового топора" и керамики со штампованным орнаментом. Металлические орудия появились в конце 2-го тыс. до н. э., поздний этап эпохи бронзы наступил в середине 1-го тыс. до н. э. (см. Донгшонская культура). На рубеже н. э. совершился переход к железному веку. В период неолита и ранней бронзы население бассейна р. Хонгха и низовьев р. Меконг по своему антропологическому облику относилось к индонезийскому антропологическому типу и говорило, по-видимому, на языке австроазиатской семьи. Основными занятиями населения этих районов в 3-1-м тыс. до н. э. были земледелие, отчасти рыболовство, в меньшей степени охота. У племён, населявших территорию В., господствовали первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредственных предков вьетнамцев (лаквьетов) связан с историей этнической группы вьет (юэ), в 1-м тыс. до н. э. занимавшей низовья р. Янцзы, а затем начавшей перемещаться к Ю., в бассейны рр. Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с местным населением (протоиндонезийскими и австроазиатскими племенами).
Процесс разложения первобытнообщинного строя у племён, населявших территорию Северного В., ускоренный перемещением сюда части вьетов, привёл в 257 до н. э. к образованию раннеклассового государства Аулак, которое в 207 до н. э. попало в зависимость от вьетского государства Намвьет, сформировавшегося во 2-й половине 3 в. до н. э. в бассейне р. Сицзян. В 111 до н. э. Аулак вместе с Намвьетом был захвачен империей Западный Хань. Восстание (40-43 н. э.) лаквьетов (см. "Двух сестёр" восстание) и последовавшие за ним во 2-й половине 1 в. и особенно во 2 в. многочисленные выступления лаквьетов против ханьских завоевателей вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Фактическая власть в стране постепенно переходила к местной служилой знати (куанам). В центральной части территории современного В. во 2 в. у племён индонезийской языковой семьи - тьямов сложилось классовое общество и государство Тьямпа.
Период феодализма (3 - середина 80-х гг. 19 вв.). Вьетнам до начала 19 в. В 3-4 вв. на территории Северного В. зарождаются феодальные отношения. В это же время на базе лаквьетов начала складываться вьетнамская народность, формирование которой завершилось к началу 10 в. В 544 вьетнамцы под руководством крупного куана Ли Бона изгнали китайского губернатора. На территории Северного В. возникло независимое вьетнамское раннефеодальное государство Вансуан, которое в 603 было завоёвано китайской династией Суй. Фактическая власть в стране по-прежнему оставалась в руках вьетнамских куанов и вьетнамской феодальной земельной аристократии. В период династии Тан (правила в Китае в 618-907) на территории Северного В. было создано (622) Общее управление Аньнань (см. Аннам).
К 10 в. феодальный способ производства стал господствующим во В. По своему социально-экономическому развитию вьетнамское общество находилось на уровне наиболее развитых феодальных обществ Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея). Одновременно сложился в основных чертах самобытный тип вьетнамской материальной и духовной культуры, усвоившей многие достижения культуры китайского народа. В начале 10 в. была восстановлена независимость вьетнамского государства. В 939 при династии Нго (правила в 939-965) вьетнамские феодалы окончательно освободились от китайского господства. Основой феодальных отношений в стране была верховная собственность монарха (вуа) на всю землю. Земля обрабатывалась общинниками, зависимыми или непосредственно от феодального государства или от феодалов-чиновников, которые получали ренту-налог от общин, переданных в их временное владение. В то же время значительная часть общин находилась в зависимости от крупных наследственных феодалов (сы куанов). Сы куаны стремились стать полностью самостоятельными в своих уделах. В 945-967 в результате усиления межфеодальных распрей В. стал распадаться на владения сы куанов. Вуа династии Динь (правила в 968-981) повели борьбу против сы куанов за создание централизованного государства. Страна получила новое официальное название - Дайковьет (Великий древний Вьет). К 980 часть сы куанов была лишена своих владений, земли остальных раздроблены на новые административные единицы, политический контроль над которыми перешёл к чиновникам. Эта борьба продолжалась и при династии Ранних Ле (правила в 981-1009). В последней четверти 10 в. сы куаны со своими феодальными дружинами перестали играть какую-либо роль; в стране была создана регулярная армия.
В 1-й половине 11 в. в Дайковьете стало оформляться централизованное феодальное государство, эксплуатировавшее крестьян-общинников с помощью разветвлённого феодально-бюрократического аппарата. В общинах развивались различные ремёсла, ремесленники сосредоточивались также в городах и в цеховых поселениях (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феодальной бюрократией. Часть общинников находилась в личной зависимости от крупных светских (члены королевской семьи и титулованная знать) и духовных феодалов (буддийские монастыри; буддийское церковные землевладение получило широкое распространение с 10 в.). Власть феодального государства опиралась на регулярную армию и королевскую гвардию.
Укрепившееся вьетнамское государство (с 1069 называемое Дайвьет - Великий Вьет) начало во 2-й половине 11 в. борьбу за расширение своих владений. Война с Сунской империей (1075-77) привела к присоединению территории племён нунг (современная провинция Каобанг). В 1069 были заняты северные провинции Тьямпы (на территории современных провинций Куангбинь и Куангчи). В начале 12 - начале 13 вв. В. вёл длительные войны с Камбоджей. В 1257-88 Дайвьет трижды подвергся вторжению огромных монгольских армий, но отстоял свою независимость. В борьбе против монголов, охватившей весь народ, выдающуюся роль сыграл полководец Чан Хынг Дао. В конце 13 в. Дайвьет вёл борьбу с лаосским государством Лансанг на Среднем Меконге; по договору с Тьямпой в 1307 Дайвьетом были приобретены также области О и Ри (территории современной провинции Тхыатхьен).
Тяжелые воины 2-й половины 13 - начала 14 вв. привели к усилению налогового бремени, возлагаемого на крестьян. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа ослабевала. Во 2-й половине 14 в. нарастали крестьянские восстания (особенно значительное в 1379 в дельте р. Хонгха). В 1377 Тьямпа вторглась в Южный Дайвьет. В обстановке крестьянских восстаний, военных поражений и упадка центральной власти феодальная бюрократия начала объединяться вокруг Хо Кюи Ли, фактического правителя страны с 1378. Укрепив армию и отбив нападения Тьямпы, он приступил в 1389 к проведению реформ, в том числе земельной (1397). Реформы имели целью подорвать власть крупных феодалов, упрочить положение центральной власти и феодальной бюрократии. Переход власти к династии Хо (правила в 1400-07) сопровождался усилением централизации. Реформаторская деятельность Хо встретила ожесточённое сопротивление крупных феодалов, которые обратились за помощью к Китаю. В 1407 китайская армия вторглась в страну, династия Хо была низложена, многие реформы отменены. В ответ на оккупацию и жестокий произвол китайских феодалов началось массовое освободительное движение. В 1427 агрессоры были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободительной войне и наличие сильной армии позволили вождю восставших Ле Лои, основавшему династию Поздних Ле (правила в 1428-1789), и его ближайшим преемникам продолжать реформы по упрочению централизации, начатые при династии Хо. В 15 в. укрепилась государственная земельная собственность, быстро росли города, особенно в южной части страны, расширялась ирригационная сеть, развивалась внешняя и внутренняя торговля. Армия и чиновничий аппарат получили стройную организацию, чётко дифференцированную и централизованную. Конфуцианство становится официальной идеологией. При императоре Ле Тхань Тонге (правил в 1460-97) вьетнамское феодальное государство достигло наивысшего расцвета, к Дайвьету был присоединён ряд областей на З. и окончательно подчинена Тьямпа (1471).
Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями, наиболее значительным из которых было Чан Као восстание в 1516-24. С того же времени южные и западные районы, ранее вошедшие в состав Дайвьета, стали базой феодальных домов (Мак, Нгуен, Чинь), боровшихся с центральным правительством. К середине 16 в. центральное правительство династии Ле почти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть осуществлялась феодальным домом Мак. В ходе непрерывных внутренних войн между домами Мак, Нгуен и Чинь за верховную власть всё большую роль играли мелкие и средние феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло поместное землевладение. Со 2-й половины 16 в. во В. начинают проникать иностранные миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане, французы), к услугам которых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны (покупка у купцов европейских видов оружия и пр.). К концу 16 в. политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30-м гг. 17 в. государство Дайвьет при сохранении номинальной власти династии Ле фактически раскололось на 2 феодальных владения: Чиней - на С. и Нгуенов - на Ю., между которыми велись непрерывные войны. К концу 17 в. Чини завершили освоение северо-западных районов В., а Нгуены начали закрепляться на территории современного Южного В.
С середины 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производительных сил процесс распада общины, которая подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феодально-бюрократического аппарата и владельцев поместий. Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество, горнопромышленники.
Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый подъём крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали густонаселённые северные районы государства Нгуенов, где в 1771 началось самое крупное в истории феодального В. крестьянское восстание (см. Тэйшонов восстание). В 1786 крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней. Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов, объединивших всю территорию В. Попытка Ле установить свой действительный статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю., возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке французских купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов.
Образование абсолютной монархии (начало 19 в. - 50-е гг. 19 в.). Захват В. французскими колонизаторами (1858-84). При первых правителях династии Нгуен (правила в 1802-1945), основанной Нгуен Фук Анем (принял имя Зя Лонг), во В. складывалась абсолютная монархия. На страже её интересов стояла сильная, несколько модернизированная армия. В 1804 монархия Зя Лонга получила название Вьетнам (Южный Вьет), столицей стал г. Хюэ. С начала 19 в. быстро развивалась горная промышленность, шёл процесс формирования внутреннего рынка, развития товарно-денежных отношений. В горной промышленности, на государственных (возникли в начале 17 в.) и частных мануфактурах (с 18 в.) всё более широко применялся наёмный труд. К середине 19 в. В. представлял собой развитое позднефеодальное государство. Однако самостоятельное развитие вьетнамского общества в этот период было приостановлено агрессией капиталистических держав, прежде всего Франции, осуществлявшей колониальную экспансию в странах Азии.
В 1858-62 Франция предприняла первую колониальную войну против В. (см. Франко-вьетнамские войны). Ей удалось отторгнуть 3 южные провинции (см. Вьетнамо-франко-испанский договор 1862). Внутри господствующего класса В. сложились в 60-80-х гг. 2 группировки - патриотическая во главе с Тон Тхат Тхуетом, выступавшая за продолжение борьбы с захватчиками, и капитулянтская, стремившаяся сохранить свои привилегии путём подчинения французскому господству. В результате войны 1883-84 Франция, используя капитулянтскую группировку, захватила Северный и Центральный В. (см. Вьетнамо-французские договоры).
В. в период французского колониального господства (1885-1945). Установление режима колониальной эксплуатации и зарождение национально-освободительного движения (1885-1917). В результате завоевания В. французскими колонизаторами единая исторически сложившаяся территория страны была разделена на 3 части: Южный В. (стал колонией Кохинхина), Северный В. и Центральный В. (были превращены соответственно в протектораты Тонкин и Аннам). В 1887 колония Кохинхина и протектораты Аннам и Тонкин вместе с захваченной французскими колонизаторами Камбоджей были объединены Францией в так называемый Индокитайский Союз (Индокитай Французский; в 1893 в него был включён Лаос).
Экономическое закабаление страны Франция начала с присвоения во В. земель и недр. Вместе с тем возрастал ввоз капитала. Захваченные колониальными властями земли раздавались главным образом в концессии (с 1890 по 1901 французские концессионеры получили 187 тыс. га земли), частично передавались вьетнамским помещикам. С 1884 французские предприниматели фактически монополизировали разработку горнорудных богатств В. Общая сумма французских колониальных займов (государственные капиталовложения) в 1896-1914 составила 515 млн. франков (здесь и ниже - цифровые данные по всему Индокитаю), около 90% этой суммы использовалось для строительства железной дороги. Французские частные инвестиции с 1888 по 1918 составили 500 млн. франков (40-50 млн. до 1908).
В сельском хозяйстве важнейшей статьей вывоза стал рис - древнейшая вьетнамская с.-х. культура и основной продукт питания населения (экспорт риса -1620 тыс. т в 1918, 76,1% стоимости всего экспорта). Возникли первые французские плантации каучука (1907; производство каучука в Индокитае - 245 т в 1911, 2976 т в 1919, или 2,8% стоимости экспорта Индокитая), кофе и чая. В земледелии В. основную роль играли вьетнамские помещики. В 30-х гг. 20 в. им принадлежало 50% обрабатываемых земель, французским колонизаторам - 9%; около 10% земель считалось общинными, фактически ими распоряжались помещики и деревенская верхушка; крестьяне (90% населения) владели только 30% рисовых полей, причём 58% сельского населения не имело земли. Помещики так же, как и французские колонизаторы, применяли феодальные и полуфеодальные методы эксплуатации крестьян. В производстве каучука, кофе и чая на плантациях французских компаний всё шире применялись методы капиталистической эксплуатации; использовался труд законтрактованных кули.
Около 1/2 частных французских инвестиций во В. в 1888-1918 направлялось в горнодобывающую промышленность. В этот период французские империалисты создали основные компании по эксплуатации горнорудных богатств; почти всё минеральное сырьё вывозилось из страны. Часть французского капитала вкладывалась в создание предприятий обрабатывающей промышленности. Вьетнамская буржуазия в значительной части возникла как компрадорская, тесно связанная с империалистами; национальная буржуазия формировалась крайне медленно, сфера приложения её капитала - главным образом розничная торговля и лёгкая промышленность (рисорушки, красильные мастерские, производство кож и т.д.).
С конца 19 в. во В. стало зарождаться национально-освободительное движение. Патриотически настроенная часть класса феодалов в ответ на попытку французских колонизаторов покорить В. развернула движение "кан выонг" с требованиями изгнания французских захватчиков и восстановления старых прав вьетнамской феодальной монархии, в котором широкое участие приняли народные массы. В 1896 движение было подавлено французскими войсками, но до 1913 в трёх провинциях Северного В. под руководством вьетнамского национального героя Де Тхама продолжалась партизанская, главным образом крестьянская, борьба против колонизаторов.
В начале 20 в. национально-освободительное движение вступило в новую стадию, характеризовавшуюся зарождением буржуазного национализма. Оно подразделялось на 2 основных течения: революционное во главе с Фан Бой Тяу и умеренное во главе с Фан Тю Чинем. В 1904 Фан Бой Тяу тайно создал в Центральном В. первую в истории В. политическую организацию - Общество обновления Вьетнама, ставившую своей целью изгнание из страны колонизаторов с помощью извне (Японии) и создание во В. конституционной монархии по японскому образцу. В этой связи была организована посылка передовой молодёжи в Японию (движение Донг Зу). В 1907 основана Тонкинская общественно-просветительская школа (просуществовала 9 месяцев). В 1908 под руководством буржуазных националистов в Центральном В. произошли крестьянские выступления против налогов. В 1912 в Китае, где в это время концентрировалась вьетнамская политическая эмиграция, под непосредственным влиянием Синьхайской революции было создано (вместо распавшегося Общества обновления В.) Общество возрождения Вьетнама. Оно выдвинуло задачу изгнания французских захватчиков и борьбы за демократическую республику. В 1913 после ряда террористических актов многие участники буржуазно-националистического движения подверглись репрессиям. Однако в годы 1-й мировой войны 1914-18 они вновь активизировали свою деятельность, воспользовавшись возросшими в стране антиимпериалистическими настроениями. В 1914-15 имели место нападения на центральную тюрьму в Сайгоне и восстание в провинции Бьенхоа, в 1916 - попытка восстания в г. Хюэ, в 1917-18 - восстание вьетнамских солдат в провинции Тхайнгуен (см. Тхайнгуенское восстание).
Усиление империалистического закабаления В. и нарастание национально-освободительной борьбы (1918-30). После 1-й мировой войны резко увеличился приток французского капитала, преимущественно в форме частных инвестиций (в 1924-29 около 3815 млн. франков по всему Индокитаю). Возросший спрос на каучук и рис на мировом рынке способствовал усилению активизации французских империалистов в области сельского хозяйства. К концу 1930 колонизаторы захватили под видом концессий 909 300 га земли. В 1930 под каучуком было занято 100 тыс. га (30 тыс. га в 1924). Добыча полезных ископаемых увеличилась в 3 раза по сравнению с предшествующим периодом (до 1918). В 1929 было добыто 1972 тыс. т угля, произведено 47 500 т цинка, 1579 т олова: на французских предприятиях Индокитая насчитывалось более 220 тыс. рабочих, в том числе в горнодобывающей промышленности - около 55 тыс. Во время и после 1-й мировой войны во В. отмечался некоторый рост национального капитала, главным образом в торговле и транспорте, частично и в обрабатывающей промышленности (в 1916-21 основано 6 национальных предприятий по обработке риса, в 1922-26 - ещё 24 таких предприятия; в 1926 в Сайгоне создан вьетнамский банк "Нган Ханг Вьетнам"); таким образом усилился процесс формирования класса вьетнамской буржуазии, хотя её развитие было сковано господством французского колониализма. Шло формирование и рабочего класса.
Социально-экономические изменения вели к усилению национально-освободительного движения. Огромное влияние на борьбу вьетнамского народа оказала победа Великой Октябрьской социалистической революции в России, а также развитие коммунистического движения во Франции и Китае. Первыми восприняли идеи Октябрьской революции вьетнамские эмигранты, находившиеся во Франции. В январе 1919 выдающийся вьетнамский революционер Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок) направил петицию Парижской мирной конференции (см. Парижская мирная конференция 1919-20) с требованием предоставления народам Индокитая демократических свобод. В декабре 1920 на съезде г. Тур Хо Ши Мин участвовал в создании компартии Франции и вступил в её ряды. В 1922 он вместе с другими революционерами из различных французских колоний организовал в Париже Лигу народов французских колоний и издание газеты "Ле Париа", сыгравших значительную роль в борьбе за национальное освобождение. В 1924 Хо Ши Мин участвовал в работе 5-го конгресса Коминтерна.
Во В. ширилось национально-освободительное движение, в котором активную роль играла мелкая буржуазия. С начала 20-х гг. стали издаваться газеты, подвергавшие резкой критике колониальные порядки. В 1923 была образована Конституционная партия, выражавшая интересы южновьетнамской торгово-промышленной буржуазии, тесно связанная с помещичьим землевладением.
В 1924 представители вьетнамской эмигрантской молодёжи создали в Китае вьетнамскую революционную организацию - общество единомышленников. Одновременно росло рабочее движение внутри страны. В 1920-25 во В. было зафиксировано 25 забастовок, в том числе крупная забастовка на каучуковой плантации в Фужиенге (провинция Бьенхоа). В последующем произошли забастовки на электростанциях провинции Виньмонг (1926), стачки кули на каучуковых плантациях в Фужиенге (1927; 3 тыс. участников) и кофейных плантациях Тэйнгуена (на Ю. Аннама). Вспыхнули крестьянские волнения: стихийное выступление крестьян в деревне Линьфонг (1927, Кохинхина), в волости Тьенжанг (1927, Аннам).
В июне 1925 по инициативе Хо Ши Мина на территории Китая была основана первая вьетнамская революционная организация марксистского направления - Товарищество революционной молодёжи Вьетнама, развернувшая работу среди рабочих и крестьян. К концу 1927 создана Национальная партия Вьетнама, выражавшая интересы мелкой и средней вьетнамской буржуазии. В то же время действовала Революционная партия нового В. (основана в 1925), состоявшая преимущественно из представителей интеллигенции и учащихся. Эта организация развивалась под непосредственным воздействием Товарищества. С середины 20-х гг. рабочее движение стало переходить в стадию организованной борьбы. В 1928-29 произошло свыше 30 забастовок (6600 участников), в том числе на цементом заводе в Хайфоне, текстильном комбинате в Намдине, каучуковой плантации в Фужиенге. Рабочий класс В. превращался в самостоятельную политическую силу.
Важной чертой этого периода явилось развитие крестьянского движения, выступление крестьян района Ниньханлой (1928, Кохинхина) и крестьян горных народностей в районе Конгтума (1929).
Переход руководства национально-освободительным движением к рабочему классу (начало 30-х гг. 20 в. - 1945). Мировой экономический кризис 1929-33 тяжело отразился на экономике В. Падение мировых цен на рис и каучук привело к уменьшению экспорта и производства этих культур. Снизились добыча и экспорт минерального сырья (добыча угля упала на 25%). Лишь с середины 30-х гг. экономика колониального В. начала постепенно выходить из кризиса. В канун 2-й мировой войны наблюдалось некоторое оживление в производстве экспортных с.-х. культур, горнодобывающей промышленности; в 1939 производство риса составило свыше 5,5 млн. т, каучука - около 52 тыс. т, чая - свыше 20 тыс. т, кофе - около 3 тыс. т; каменного угля - свыше 2,6 млн. т, цинка - 13,4 тыс. т, цемента - 305,8 тыс. т.
Французские колонизаторы стремились переложить тяготы кризиса на вьетнамский народ. В 1931-35 французское правительство выпустило займы на 1551,6 млн. франков (проценты по займам - 3355 тыс. пиастров в 1931, 9415 тыс. пиастров в 1933). Возросли налоги, собиравшиеся с населения. Усилились разорение и обезземеливание крестьян. Происходили массовые увольнения рабочих и служащих (безработица достигла 50%), резко снижалась заработная плата. Разорение постигло и многих представителей мелкой и национальной буржуазии, предприятия которых перешли к французским монополиям.
В обстановке обострения противоречий между вьетнамским народом и французским империализмом, между народными массами, главным образом крестьянством, и классом помещиков-феодалов в 30-х гг. руководство национально-освободительным движением в стране стало постепенно переходить к рабочему классу, возглавляемому созданной в феврале 1930 Коммунистической партией В. (в октябре 1930 переименована в Коммунистическую партию Индокитая - КПИК). Образование КПИК совпало с подготовкой Национальной партией В. антифранцузского восстания в Северном В. (см. Йенбайское восстание). Однако вследствие отрыва Национальной партии В. от народа колонизаторы быстро подавили восстание. Национальная партия утратила влияние среди масс. С февраля 1930 коммунистическая партия возглавила мощный подъём массового движения, охватившего всю страну. В 1930-1931 произошло 129 забастовок рабочих, в том числе на плантации в Фужиенге (см. Фужиенгская забастовка 1930), 535 выступлений крестьян. В 1929-30 возникли первые профсоюзные организации. Наибольшей остроты революционное движение достигло в Центральном В., где в августе - сентябре 1930 в ряде уездов были образованы народные советы, просуществовавшие несколько месяцев (см. Нгеан-Хатиньские советы 1930). С конца 1931 в условиях жестокого террора, проводимого французскими колонизаторами, массовое движение временно пошло на убыль, но уже с середины 1932 оно вновь стало нарастать.
В марте 1935 в Макао (Аомынь) собрался 1-й съезд КПИК, принявший решения об укреплении и расширении рядов партии, усилении работы в массах. После прихода к власти во Франции правительства Народного фронта (июнь 1936) КПИК перешла на полулегальное положение. В этот период в качестве первоочередных партия выдвинула задачи организации обороны Индокитая от японской агрессии, создания широкого народного фронта в Индокитае, осуществления демократических реформ. КПИК возглавила в 1936 движение за созыв Индокитайского конгресса, который должен был выработать от имени всех слоёв населения программу требований. Хотя конгресс не был созван, массовое движение дало положительные результаты. Были изданы декреты о сокращении рабочего дня, введении оплачиваемых отпусков, амнистии политзаключённым и др. С конца 1936 развернулась борьба трудящихся за улучшение жизненных условий, предоставление демократических свобод, снижение налогов. В 1937 произошло около 400 забастовок рабочих, многочисленные выступления крестьян и других слоёв населения. В марте 1937 по инициативе КПИК образован Демократический фронт Индокитая, в который вошли легальные коммунистические группы, индокитайская секция Социалистической партии Франции, общества рабочих, интеллигенции, мелких торговцев, предпринимателей и др. В 1937-38 на выборах в консультативные палаты народных представителей Тонкина и Аннама (образованы в Тонкине в 1913, Аннаме 1920) и так называемый Совет экономических и финансовых интересов Индокитая (образован в 1928) Демократический фронт добился значительного успеха.
После вступления Франции во 2-ю мировую войну (сентябрь 1939) колониальные власти ликвидировали многие завоевания народных масс. КПИК и все демократические организации подверглись жестоким преследованиям. В 1940 французское правительство, капитулировав перед фашистской Германией, пошло на сговор с японскими милитаристами и согласилось на оккупацию ими В. (франко-японские конвенции 22 сентября 1940 и 26 июля 1941). Наряду с японскими оккупационными властями во В. продолжала существовать (до марта 1945) французская колониальная администрация, активно сотрудничавшая с оккупантами. Франко-японские соглашения 1940-41 обеспечили Японии огромные возможности эксплуатации природных ресурсов Индокитая (в 1940 японский капитал в Индокитае составлял 12 500 тыс. франков при общей сумме иностранных капиталовложений в Индокитае 299 200 тыс. франков, в 1943 соответственно 111 млн. франков при 769 100 тыс. франков).
Народные массы В. под руководством КПИК развернули активную борьбу против японских оккупантов и французских колонизаторов. В 1940-41 вспыхнули восстания в Бакшоне (провинция Лангшон), в ряде районов Южного В., в Долыонге (провинция Нгеан). В мае 1941 по инициативе и под руководством КПИК создана организация единого национального фронта В. - Лига борьбы за независимость В. (Вьетминь). Начали возникать (с 1941) первые опорные базы и вооруженные отряды Вьетминя, основным районом которых стал северный горный район Вьетбак. 22 декабря 1944 в провинции Каобанг на базе партизанских групп, отрядов самообороны и народного ополчения был создан первый отряд освободительной армии В.
Стремясь ослабить нарастающее освободительное движение во В., японские оккупанты прибегли к политическому манёвру. 9 марта 1945 они осуществили так называемый государственный переворот, выразившийся в ликвидации французской колониальной администрации и предоставлении В. фиктивной независимости. По существу это означало переход всей власти во В. в руки японских империалистов.
9-12 марта 1945 в местечке Тышон (провинция Бакнинь) состоялось расширенное заседание Постоянного бюро ЦК КПИК, принявшее решение о подготовке к всеобщему восстанию. 15-20 апреля созвана военно-революционная конференция, наметившая план подготовки к всеобщему восстанию. По решению конференции в мае 1945 все освободительные вооружённые силы объединились в единую освободительную армию В. (Вьетнамская народная армия - ВНА). 4 июня 1945 в 6 провинциях Северного В. был официально создан единый Освобождённый район с центром в деревне Танчао (провинция Туйенкуанг). К августу 1945 территория, освобожденная ВНА в Северном В., значительно расширилась. Партизанская борьба и освободительное движение активизировались также в Центральном и Южном В. Летом 1945 был создан Освобождённый район Бато.
Победа Августовской революции и провозглашение Демократической Республики В. (1945). Завершив победой борьбу с фашистской Германией, советские войска в начале августа 1945 перешли в наступление против японской Квантунской армии в Маньчжурии. Японцы терпели поражение. В этой обстановке 11 августа 1945 выступило население провинции Куангнгай. Революционные силы Освобождённого района Бато двинулись в направлении г. Хюэ. 12 августа народная власть была установлена в провинции Хатинь. 13-15 августа конференция КПИК приняла решение о начале всеобщего восстания во В. с целью завоевания полной независимости и установления народной власти. Был сформирован Комитет восстания во главе с Во Нгуен Зиапом, который в ночь с 13 на 14 августа 1945 отдал приказ о развёртывании всеобщего восстания. 16-17 августа в деревне Танчао состоялся Всевьетнамский национальный конгресс, одобривший решение о всеобщем вооружённом восстании. Был создан Национальный комитет освобождения В. (Временное правительство В.) во главе с Хо Ши Мином. В течение нескольких дней национальная народно-демократическая революция (см. Августовская революция 1945 во Вьетнаме) одержала победу во всей стране (в Ханое - 19 августа, в Хюэ -3 августа, в Сайгоне - 25 августа, в этот же день в столице Вьетнама - г. Хюэ император Бао-Дай подписал акт об отречении от престола). 2 сентября 1945 от имени Временного правительства Хо Ши Мин на 500-тысячном митинге в Ханое огласил Декларацию независимости В., возвестившую о возникновении свободного и независимого государства - Демократической Республики В. (см. раздел ДРВ).
? Лит.: Борисковский П. И., Первобытное прошлое Вьетнама, М. - Л., 1966; Деопик Д. В., Возникновение государства во Вьетнаме, "Советское востоковедение", 1958, Ї4; его же, Крестьянские восстания во Вьетнаме в I-II вв. н. э., в кн.: Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока, М., 1960; Огнетов И. А., Восстание Тэй-Шонов во Вьетнаме (1771-1802), М., 1960; Чешков М. А., Очерки истории феодального Вьтнама. [По материалам вьетнамских хроник XVIII-XIX вв.], М., 1967; его же, Особенности формирования вьетнамской буржуазии, М., 1968; Новейшая история Вьетнама, М., 1963; История Вьетнама в новейшее время (1917-1965), М., 1970; Документы Женевского совещания, "Международная жизнь", 1954, Ї1; Хо Ши Мин, Избранные статьи и речи, пер. с вьетнам. и франц., М., 1959; его же, Ленинизм и освобождение угнетенных народов, М., 1960; его же, Тридцать лет Партии трудящихся Вьетнама, "Проблемы мира и социализма", 1960, Ї 2; Ле Зуан, Избр. статьи и речи, М., 1971; Чыонг Тинь, Октябрьская революция и борьба вьетнамского народа за национальную независимость, народную демократию и социализм, "Вопросы истории", 1957, Ї 10; Минь Чань, Революционное движение во Вьетнаме, "Советское востоковедение", 1956, Ї1; его же, Октябрьская революция и национально-освободительная борьба вьетнамского народа, в сб.: Великий Октябрь и народы Востока, М., 1957; Буй Конг Чынг, Великий Октябрь и создание Коммунистической партии Индокитая, "Вопросы истории КПСС", 1958, Ї 6; Шилтова А. П., Мордвинов В. Ф., Национально-освободительное движение во Вьетнаме (1858-1945), М., 1958; Губер А. А., Вьетнам во время и после Второй мировой войны, М., 1950; Мхитарян С. А., Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885-1930), М., 1967; Шено Ж., Очерк истории вьетнамского народа, пер. с франц., М., 1957; Вьетнам (Справочник), М., 1969; Библиография Юго-Восточной Азии, М., 1960; Бакшт И., Изучение Вьетнама в Советском Союзе (библиографический обзор), "Народы Азии и Африки", 1968, Ї 1;
Viêt suthông giám cuong muc. Chính biên, tâp 1-20, Нà-noi, 1957-60; Ðai nam thuc luc, tâp 1-20, Нà-noi, 1963-68; Minh Tranh, Tìm hieu lich su phát trien xã hoi Viet-nam, Hà-noi, 1957; Văn Tân, Lich su Viet-nam so gian, Hà- noi, 1963; Lich su che do phong kien o Viet-nam, tâp 1-2, Hà-noi, 1960; Truong Chinh và Võ Nguyên Giap, Van de dan cày, Hà-noi, 1959:
Boudet P. et Bourgeois R., Bibliographie de I"Indochine française, v. 1-3, Hanoi, 1932-34; Brébion A., Dictionnaire de bio-bibliographie... de I"Indochine française, P., 1935; Indochina. A bibliography of the land and people, Wash., 1950.
? Д. В. Деопик, А. Г. Мазаев.Наука
До французской колонизации научные и технические знания развивались под влиянием китайской науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. французскими учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована геологическая служба. Производились топографические и картографические работы, главным образом в военных целях.
Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно-мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной связью с магической практикой, культом местных богов и т.п.
С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетнамский - тхиен). С конца 11 - начала 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной китайским мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во В. вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.
В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18 - начале 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.).
Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование материалистических взглядов, распространение в образованной среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более активного участия в общественной жизни.
С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30-40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).
Марксистская мысль формируется во В. с начала 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ ("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в 1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.
Историческая наука. Вьетнамская феодальная историография возникла не позднее 13 в. Крупным её представителем явился Ле Ван Хыу, издавший в 1272 "Исторические записки о Дайвьете" - очерк истории вьетнамского государства с древнейших времён. Эта работа, как и труды Ле Така "Записки об Аннаме" (конец 13 - начало 14 вв.), анонимного автора "Очерк истории Вьета" (13-14 вв.), Ли Те Сюйена "Сборник незримых покровителей страны вьетов" (1329), Фан Фу Тиена "Комментированная история Дайвьета" (1453), написана под некоторым влиянием феодальной китайской конфуцианской историографии. Новое течение во вьетнамской историографии утвердилось после появления в 1479 труда Нго Си Лиена "Полная история Дайвьета", подчеркнувшего самостоятельный характер развития вьетнамского государства, что нашло отражение во введённой им и воспринятой всей вьетнамской феодальной историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское государство стало официально независимым от китайской империи, и с 939). Для труда Нго Си Лиена и последующих работ - Фам Конг Чы "Комментированная основная история Дайвьета" (1665), Ле Кюи Дона "История Дайвьета" (1749), характерны прославление вьетнамской феодальной монархии, политическая тенденция к утверждению единого централизованного государства. В этих книгах изложение строилось по хронологическому принципу и основное внимание уделялось политической истории. Следующий этап в развитии вьетнамской историографии начался с выходом в 1821 работы Фан Хюи Тю "Описание установлений всех династий", где сделана попытка сравнительного анализа экономических, юридических и политических институтов, рассматриваемых на протяжении всей истории В. Элементы исторического анализа, появившиеся в труде Фан Хюи Тю, получили развитие в крупнейшем вьетнамском произведении "Полный обзор истории Вьета" (1856-84), написанном группой авторов под руководством Фан Тхань Жяна.
Первое время после захвата В. французскими колонизаторами (50-80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии (Чыонг Винь Ки, Зыонг Куанг Нам и др.) проходило под влиянием французской буржуазной историографии. Особое место во вьетнамской буржуазной историографии занимает общая работа Ле Тхань Кхоя "История и цивилизация Вьетнама" (Париж, 1955). В трудах идеологов зарождавшейся национальной буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь) разоблачалась колониальная политика Франции во В., ставились проблемы национально-освободительной борьбы и дальнейшего социально-экономического развития В. Большое значение в развитии исторической науки во В. имело создание Ханойского университета (1918).
Первое марксистское исследование по истории В. написано Хо Ши Мином в 1925 - "Обвинительный акт против французской колонизации"; в работе вскрывался механизм колониальной эксплуатации, показывалось бедственное положение трудящихся в условиях колониального режима. В статье "Ленин и Восток" (1926) Хо Ши Мин подчёркивал важность ленинского положения о соединении в мировом революционном процессе рабочего движения в развитых капиталистических странах и национально-освободительного движения в колониях.
Работы Хо Ши Мина положили начало изучению вопросов общественно-экономического развития, классов и классовой борьбы, истории национально-освободительного рабочего и революционного движения во В. Марксистская историография окончательно утвердилась в ДРВ после установления народно-демократической власти (1945).
? Д. В. Деопик.
Экономическая наука. Одна из первых попыток собрать систематические материалы по экономике В. (сведения о развитии экономических институтов, в том числе о налоговой системе, и сравнительный их анализ), дающие наиболее целостное представление об экономической истории страны, принадлежит представителю вьетнамской феодальной историографии Фан Хюи Тю.
Буржуазная экономическая мысль начала развиваться во В. в последней четверти. 19 - начала 20 вв. в рамках зарождающегося буржуазного национализма. Для воззрений революционно-демократического крыла движения "за реформы" (Фан Бой Тяу и др.) характерно признание целесообразности развития национальной промышленности, сельского хозяйства и торговли на основе капиталистического предпринимательства. Представители умеренного (либерально-реформаторского) направления (Фан Тю Чинь и его последователи), критикуя экономическую политику колониальных властей, выступали за политическое и экономическое развитие страны, в том числе за демократические экономические реформы.
В 20-е гг. во В. начинают проникать марксистские экономические идеи. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в России, рабочего и коммунистического движения во Франции и Китае (революции 1925-27) передовая часть вьетнамской интеллигенции начала пропаганду социалистических идей, в том числе экономического учения Маркса. Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии, в пропаганде марксистской экономической теории и развитии основных положений марксистской экономической науки применительно к национальным условиям наряду с Хо Ши Мином сыграли профессиональные революционеры Тон Дык Тханг, Чан Фу, Ле Хонг Фонг, Нго За Ты, Буй Конг Чынг, Зыонг Бать Май, Нгуен Ван Тао и др., вышедшие из рядов Товарищества революционной молодёжи В. Экономисты-марксисты в 30-40-х гг. разрабатывали проблемы конфискации и национализации земли помещиков, колонизаторов и церкви и передачи её крестьянам, национализации промышленных предприятий колонизаторов, отмены старых грабительских налогов и введения прогрессивного налога, установления 8-часового рабочего дня и др., что нашло конкретное выражение в программных документах КПИК.
? В. С. Расторгуев.
Литература
Древний фольклор вьетнамцев представлен циклом мифологических преданий о государе Драконе Лаке, первопредке и первоучителе людей, богатырской сказкой о герое Фу Донге, преданиями о строительстве Крепости-улитки, о древних воительницах сестрах Чынг. В ранних памятниках вьетнамской письменности 10-12 вв., написанных на ханване - вьетнамизированном варианте китайского архаического языка, - сочетаются черты ораторского творчества и формы, выработанные китайской литературной традицией. Монументальный стиль характерен для произведений, выражающих патриотическое самоутверждение: "Указ о перенесении столицы" (1010) императора Ли Тхай То, стихотворение "Властителям Юга вовеки владеть..." (1076) Ли Тхыонг Кьета (1019-1105). В 13-14 вв. получила развитие придворная поэзия, на которой сказалось влияние созерцательного буддийского мироощущения: в четверостишиях и восьмистишиях королей-стихотворцев из династии Чан (1225-1400) изображаются эстетизированные пейзажи, стихи также служили надписями к картинам. Патриотические настроения, неотделимые от патриархальных представлений о долге феодала и его имущественных правах, запечатлены в стихах и ритмической прозе о борьбе с монгольским нашествием в 13 в.: "Воззвание к военачальникам" (1285) Чан Хынг Дао (умер 1300), стихи Чан Куанг Кхая (1248-94). В конце 14 в. в творчестве ряда поэтов, принадлежавших к служилому сословию, появляется тема социального протеста, а в 1-й половине 15 в. - ранние социальные утопии. В 14 в. зарождается новелла на ханване, которая формируется на основе повествовательного фольклора и летописной традиции. В 15 в. развивается поэзия на разговорном вьетнамском языке, (начало которой было положено ещё в 13 в.) - "Сборник стихов на родном языке" Нгуен Чая (1380-1442). В этом процессе сыграло роль литературное объединение "Собрание двадцати восьми звёзд" во главе с императором Ле Тхань Тонгом (1440-97). В 16-17 вв. получила распространение ритмическая проза. Афористичная и ироничная поэзия Нгуен Бинь Кхиема (1491-1585) развивает тему социальной несправедливости, которая рассматривается как следствие ухудшения нравов. "Собрание рассказов об удивительном" Нгуен Зы (16 в.) на ханване ознаменовало высокое совершенство жанра новеллы.
Не позднее 2-й половины 16 в. возникли жанры повествовательной и философско-лирической поэмы. В конце 17 - начале 18 вв. создана обширная историко-эпическая поэма "Книга Небесного Юга" - поэтические рассказы о подвигах исторических лиц и легендарных героев В. В литературе 18 - начала 19 вв. возрастает внимание к отдельной личности. Зарождается жанр лирической поэмы, дававший простор для изображения внутреннего мира человека: "Жалобы солдатки" поэтессы Доан Тхи Дьем (1705-48), "Жалобы королевской наложницы" Нгуен За Тхиеу (1741-98). Наступает расцвет жанра повествовательной поэмы, отражавшей частную жизнь. Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1765-1820) "Стенания истерзанной души" - выдающийся памятник вьетнамской классической литературы. В поэзии малых форм, особенно скованной традициями, намечается интерес к оригинальной образности, расширяется тематика, охватывая быт, городскую жизнь. Талантливые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (конец 18 - начало 19 вв.), утверждая ценность чувственной жизни человека, содержали сатирические образы буддийских монахов и ханжей-конфуцианцев. В прозе на ханване появляются жанры романа-эпопеи ("Император Ле - объединитель страны"), воспоминаний ("Описание дел в достославной столице" Ле Хыу Чака, 1720-91), очерков, знаменующих собой расширение знаний о мире (очерки Ле Кюи Дона, 1726-83). В 19 в. литература развивается в традиционных формах, хотя соч. Чыонг Винь Ки (1837-98) уже предвещают новую прозу. Ведущими становятся патриотические мотивы - поэзия Нгуен Динь Тьеу (1822-88), Нгуен Тхонга (1827-1894). По мере становления колониального и феодального общества усиливается сатирическое направление - стихи Нгуен Кхюена (1835- 1909), Ту Сыонга (1870-1907). Поэзия и публицистика начала 20 в. выражала идеи просветительства и гражданский пафос. В 1-й четверти 20 в. формируются современные прозаические жанры: новелла, роман, а также современная драма. Происходит перестройка в стихосложении, в 30-е гг. возникает движение "Новой поэзии", знаменующее высвобождение личности от феодальных пут. В 20-е гг. зарождается революционная. литература: комедия "Бамбуковый дракон", стихотворения в сборнике "Тюремный дневник" (1942-43), рассказы и публицистика Хо Ши Мина (1890-1969), поэзия То Хыу (р. 1920), художественно-документальные жанры. Реалистическое направление формировалось в связи с обращением писателей к крестьянской теме: роман Нгуен Конг Хоана (р. 1903) "Последний шаг" (1938), его сатирические рассказы, повесть "Лампа гаснет" (1939) и очерки "Дела деревенские" Нго Тат То (1892-1954). О жизни городских низов рассказывал роман Нгуен Хонга (р. 1918) "Воровка" (1938). Реалистическая направленность романов By Чонг Фунга (1912-1939), обладающих большой силой обличения порядков колониально-феодального В., несколько снижало влияние фрейдизма. В начале 40-х гг. усиливается тенденция к психологической разработке образа - роман "Изношенная жизнь" (1944, посмертная публикация 1956) Нам Као (1914-51) и его рассказы.
? Лит.: Мхитарян Т. Т., Из истории создания вьетнамской письменности, "Вестник истории мировой культуры", 1961, Ї 2; Нгуен Дык Дан, Черты развития вьетнамской литературы 1930-1945 годов, "Народы Азии и Африки", 1964, Ї1; Никулин Н. И., О периодизации вьетнамской литературы эпохи средневековья, там же; его же, Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу, М., 1965.
? Н. И. Никулин.
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа (Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка (пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён).
Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.), храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы", посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь" в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг, 15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками.
Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.) затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично расположенными портовыми строениями.
Основанная в 1925 Высшая школа изящных иск