Гармония (соразмерность)
Гармония (соразмерность)
Гармония (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.
В древнегреческой философии Г. означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", истолковывая её как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита Г. - не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: "Скрытая гармония сильнее явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравственное значение: Г. как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. "Государство", III, 400 Е-401А). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.
Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "... гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избранные произв., т. 2, М. - Л., 1935, с. 76).
В 18 в. понятие Г. разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. "Монадология", ї 51 сл.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, ї 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). Развёрнутую теорию Г. дал Гегель. "Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, " ("Эстетика", т. 1, М., 1968 с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе "романтическое искусство", т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как "строй гармонии".
В своём понимании Г. как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма - неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г. как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Г. как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.
Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949.
А. Ф. Лосев.