География обслуживания
География обслуживания, изучает размещение и территориальную организацию различных видов культурного и социально-бытового обслуживания населения, необходимых в процессе общественного воспроизводства. Характер предмета Г. о. тесно сближает её с географией населения. В Г. о. обычно включают виды нематериальной деятельности (здравоохранение, воспитание и обучение, работа зрелищных и культурно-просветительных учреждений, услуги по связи и т. п.). В более широком понимании Г. о. включает также и некоторые связанные с потребностями населения виды материальной деятельности (розничная торговля, общественное питание, пассажирский транспорт, особенно городской, отрасли жилищно-коммунального хозяйства). Иногда в Г. о. включают и географию курортного хозяйства и туризма (для некоторых стран и районов они выделяются в качестве отраслей хозяйства). Простейшие показатели степени обслуживания - число занятых в разных видах его (например, на 1000 всех жителей или же жителей определенного возраста, группы и т. п.).
Одна из основных проблем Г. о. - выявление географических различий в уровнях обслуживания в зависимости от экономических и природных условий страны, района, города. Не все виды обслуживания размещаются в соответствии с географическим размещением населения (как, например, школьная сеть, розничная торговля). Некоторые виды обслуживания организованы с учётом специфических территориальных факторов (так, например, значительные слабозаселённые территории не могут быть оставлены вовсе без медицинских учреждений, учреждений связи).
Являясь особой отраслью экономической географии, Г. о. приобретает всё большее значение. Особенно актуальна практическая роль Г. о. в социалистических странах при планировании сетей обслуживаемых учреждений и предприятий, а также при решении вопросов обеспечения занятости населения в тех или иных районах.
Лит.: Ковалев С. А., Покшишевский В. В., География населения и география обслуживания, в кн.: Научные проблемы географии населения, М., 1967.
? В. В. Покшишевский.