Гоцци Карло
Гоцци (Gozzi) Карло (13. 12. 1720, Венеция, - 4. 4. 1806, там же), итальянский драматург. Потомок знатной, но разорившейся семьи. Был военным. С 1744 посвятил себя литературе и театру. В борьбе с просветительской драматургией К. Гольдони Г. создал оригинальный жанр театральной сказки - фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и некоторые принципы комедии дель арте (персонажи - маски; диалектическая импровизация и т. д.): "Любовь к трём апельсинам" (1761), "Ворон" (1761), "Король-олень" (1762), "Турандот" (1762), "Зелёная птичка" (1765) и др. Для фьяб Г. характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, архаического литературного языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти, высмеивали буржуазный эгоизм и вместе с тем ставили своей задачей "воспитание низших классов" в духе религии и слепого повиновения государям ("Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра"). Г. написал также 23 трагикомедии в манере испанской "комедии плаща и шпаги" и "Бесполезные мемуары" (1797), содержащие красочную картину жизни театральной Венеции. В Италии Г. был быстро забыт, но его фьябы вызвали большой интерес у ф. Шиллера, у немецких и французских романтиков. Е. Б. Вахтангов блестяще поставил "Турандот" (1922). По мотивам "Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьевым создана одноименная опера.
Соч.: Le Fiabe, a cura di Е. Masi, Bologna, 1884; в рус. пер. - Сказки для театра, вступительная ст. С. С. Мокульского, М., 1956.
Лит.: Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966.
? Р. И. Хлодовский.