Горский Александр Алексеевич
Горский Александр Алексеевич [6(18).8.1871, около Петербурга, - 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889-1900 артист Мариинского театра. В 1900 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра. Возглавив московскую балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета, опираясь в большой степени на опыт драматических театров (МХТ и др.). Стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в. (каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Начав с обновления старого спектакля ("Дон Кихот" Минкуса, 1900), Г. переработал многие балеты классического наследия, пытаясь пересмотреть их драматургию, заменяя отвлечённые кордебалетные ансамбли танцами, оправданными действием, добиваясь исторической достоверности оформления: "Лебединое озеро" Чайковского, "Конёк-Горбунок" Пуньи, "Жизель" и "Корсар" Адана, "Баядерка" Минкуса и др. Свои творческие устремления Г. полностью осуществил в самостоятельных работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Ареидса (1910), "Любовь быстра" на музыку Грига (1913), "Эвника и Петроний" на музыку Шопена (1915), "Щелкунчик" Чайковского (1919) и др. К 1-й годовщине Октябрьской революции Г. поставил балет "Стенька Разин" на музыку А. К. Глазунова, к 5-й годовщине - детский спектакль на современную тему "Вечно живые цветы" на музыку Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Г. преподавал в Петербурге (1896-1900), с 1902 - в Москве. Среди его учеников: А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.
? Лит.: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, 1871-1924, М. - Л. 1946.
? Е. Я. Суриц.