Годвин Уильям
Годвин, Годуин (Godwin) Уильям (3.3.1756, Уисбич, - 7.4.1836, Лондон), английский публицист, писатель, историк. Род. в семье священника. По окончании духовной семинарии несколько лет был пастором. Под влиянием французских просветителей (Ж. Ж. Руссо, П. Гольбаха, К. Гельвеция) в начале 1780-х гг. порвал с церковью. Положительно оценив Великую французскую революцию, Г. остался противником революционного насилия. Политические взгляды Г. выражены в его "Рассуждении о политической справедливости" (т. 1-2, 1793), где, критикуя существующий социальный порядок, связанный с частной собственностью и государственной властью, порождающей насилие и обман, он рисует мелкобуржуазную утопию свободного общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Некоторыми сторонами "Рассуждения", отметил Ф. Энгельс, Г. "...граничит с коммунизмом...", но при этом "...решительно антисоциален" вследствие анархических черт своей политической программы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 26). Мелкобуржуазная утопия Г. оказала значительное влияние на формирование различных направлений утопического социализма, в частности Оуэна, и анархизма.
Лучший роман Г. - "Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса" (т. 1-3, 1794, рус. пер. 1838, 1949). Рисуя судьбу бедняка, Г. доказывает, что закон оправдывает насилие богатых и закрепляет бесправие неимущих. Слабее выражен этот критический мотив в романе "Сент-Леон" (т. 1-4, 1799) и ещё слабее - в романах "Флитвуд" (т. 1-3, 1805) и "Мандевилль" (т. 1-3, 1817). В композиции произведения Г. следует традициям готического романа. Его страстная критика общественного? устройства во многом подготовила социальную тему у писателей-романтиков середины 19 в. (Э. Сю, Ж. Санд).
Соч.: The life of Geoffrey Chaucer, the early English poet, v. 1-4, L., 1803; в рус.. пер.- О собственности, М., 1958.
Лит.: Белинский В. Г., Калеб Виллиамс, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. именной указатель); Рамус П., Вильям Годвин как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; Алексеев М. П., У. Годвин, в его кн.: Из истории английской литературы, М. - Л., 1960; Woodcock G., William Godwin, L., 1946; Rodway A. E., Godwin and the age of transition, L.-N. Y., [1952]; GrylIs R. G., W. Godwin and his world, L., 1953; Monro D., Godwin's moral philosophy L., 1953; Pollin В. R., Godwin criticism. A synoptic bibliography, [Toronto, 1967].
? И. М. Катарский.