Гроций Гуго де Гроот
Гроций, Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, - 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в политической борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. "Свободное море" ("Mare liberum", 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г. "О праве войны и мира" (1625) посвящена проблемам международного права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы государства и права. Г. делит право на "естественное" и "человеческое", вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право "человеческое".
государство возникает, по Г., из "общежительной природы человека", его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещенных.
Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения; по словам Ф. Энгельса, оно "...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер" ("Юридический социализм", см. Маркс К. и Энгельс. Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496).
Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1-3, М., 1956.
Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215-18.
? З. М. Черниловский.