Джеймс Генри
Джеймс (James) Генри (15.4.1843, Нью-Йорк, - 28.2.1916, Лондон), американский писатель. В романе "Родрик Хадсон" (1876) Д. рисует гибель таланта скульптора, не понятого в буржуазном обществе; несбывшимся надеждам любящих женщин, обманутых хищными дельцами, посвящены романы "Вашингтон-сквер" (1881, рус. пер. 1881) и "Женский портрет" (1881). Чужд реализму роман "Американец" (1877, рус. пер. 1880), герой которого, миллионер Ньюмен, представлен как воплощённое бескорыстие. В романе "Бостонцы" (1886) осмеяны демократические традиции американских реформаторов и утопистов; в "Княгине Казамассима" (1886) карикатурно изображено революционное движение в Европе; в романе "Трагическая муза" (1890) Д. противопоставляет искусство общественной жизни. В романах "Священный источник" (1901), "Послы" (1903), "Золотая чаша" (1904) Д. культивирует изощрённый психологизм. Лучшее в позднем творчестве Д. - рассказы и повести о трагической судьбе художника в мире собственников ("Бумаги Асперна", "Смерть льва", "Узор ковра" и др.).
Соч.: The complete tales, v. 1-12, L., 1962-64; в рус. пер. - Дэзи Миллер, в сб.: Американская новелла, т. 1, М., 1958.
Лит.: Edgar P., Henry James man and author, N. Y., 1964; Henry James. Ed. by T. Tanner, [L., 1968] (библ. с. 341-43); Powers L. Н., Н. James, N. Y.- [a. o.], 1970.
? А. А. Елистратова.