Большая советская энциклопедия

«Бубновый валет»

«Бубновый валет», объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников ««Бубновый валет»» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистико-символистическими тенденциям в русском искусстве первого десятилетия 20 в., характерны живописно-пластического искания в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приёмам русского лубка и народной игрушки. В практике ««Бубновый валет»» претворились кризисные черты русской художественной культуры предреволюционного десятилетия. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею «самоценности» живописи, художники ««Бубновый валет»» разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и «вещности» натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников ««Бубновый валет»» вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление «эпатировать буржуа», а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от ««Бубновый валет»» группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под названием «Ослиный хвост». В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка ««Бубновый валет»» не включала работ ведущих художников этого объединения). После Октябрьской революции многие бывшие члены ««Бубновый валет»», преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами советского искусства. В 1925 по инициативе бывших членов ««Бубновый валет»» возникло объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).

 

  Лит.: Выставка произведений группы художников «Бубновый валет», М., 1927; Лебедев А. К., Искусство «Бубнового валета» и проблема художественного наследия, в сборнике: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907—1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969.

Смотрите также: