Диспетчерский пункт
Диспетчерский пункт, центр системы диспетчерского управления, где сосредоточивается информация о состоянии производства, движении транспорта, энергоснабжении, ходе строительства и др. (см. Диспетчеризация). В состав Д. п. входят: операторская (зал дежурств, кабинет), где находится рабочее место диспетчера; аппаратная с вспомогательным оборудованием; контрольно-ремонтная мастерская с дежурным персоналом, обслуживающим оборудование Д. п.; вспомогательные помещения. Рабочее место диспетчера (оператора), диспетчерский пульт и диспетчерский щит размещают так, чтобы диспетчеру одинаково хорошо были видны все контрольные приборы, элементы сигнализации, экраны (табло), устройства отображения информации и промышленного телевидения.
Размеры и оснащённость Д. п. зависят от вида и характера контролируемых процессов и объектов управления. Например, для Д. п. промышленного предприятия характерно преобладание графических способов отражения хода производства с помощью диаграмм, планограмм, сетевых графиков и т.д., которые находятся непосредственно над столом диспетчера; контрольно-учётная и сигнальная аппаратура размещается в надстройке стола. На Д. п. энергосистемы основное значение имеют автоматическая сигнализация и измерения, требующие непрерывного наблюдения; это обусловливает размещение соответствующих устройств и приборов на диспетчерском щите перед диспетчерским пультом. Число одновременно занятых диспетчеров зависит от сложности системы управления и объёма поступающей информации. На современных предприятиях с развитым автоматизированным производством, с большим объёмом поступающей на Д. п. информации, где управленческие работы ведутся с помощью ЭВМ, Д. п. располагается в непосредственной близости от информационно-вычислительного центра предприятия, часто представляя с ним единое звено автоматизированной системы управления (АСУ).