Дидактическая литература
Дидактическая литература, художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм), например в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения специальных форм научного и философского изложения, и особенно в новое время, художественная форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный характер серьёзному и сухому поучению".
Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности - морально-земледельческий эпос "Труды и дни" Гесиода, философская поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем Китае - философская поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране - трактаты Зороастра, на Руси - "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Д. л. в древности и средние века создавались многочисленные произведения и даже специальные жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религиозного, нравственного и философского характера (например, диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; индийский сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" персидского поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гёте ("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С 19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).
? Д. П. Муравьёв.