Духовно-историческая школа
Духовно-историческая школа (культурно-философская школа) в литературоведении, возникла в конце 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно-исторические и историко-филологические) методы и как стремление к синтезу духовно-исторического и психологического истолкования литературы. "Единство времени и нации, - писал её родоначальник В. Дильтей, глава =исторической? ветви философии жизни, - которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим" (цитируется по ст. "О принципах методологии литературоведения", см. "Философские науки", 1967, ?3, с. 109). Слитность "исторического" и "психического" - в "переживании" (единство рассудка, воли, чувства) художника. Переживание, объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органической взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художественное произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками - "науками о духе") постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный "пониманию" "объективный дух", так и неизъяснимую "последнюю тайну" жизни. Истолкование (по Дильтею "понимание") произведения возможно только через "сопереживание", "вчувствование"; но и "понимание", выражаемое посредством описательной психологии или философских понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого культурно-исторического образования (принцип "равноправия эпох").
Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетических идей романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, "Переживание и творчество", 1906; Р. Унгер, "философские проблемы нового литературоведения", 1908; Ф. Гундольф, "Гёте", 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, Х. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает в литературе судьбу философских идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам. "Переживание" и "творчество" поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художественных произведений; но поскольку художественный мир до конца не постигаем, то итог исследования ("образ поэта") в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.
Отстаивая первостепенность "переживания" в искусстве и его связь с мировоззрением эпохи ("объективным духом"), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами "переживания"; развивая принцип "историзма" (в том числе применительно к смене художественных стилей и форм), она избегала выяснять закономерности исторического процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. "История духа" как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует современное западное литературоведение, в том числе экзистенциалистское; её традицию продолжает "Deutsches Vierteljahrschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte" (Stuttg., с 1923).
Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л., 1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в "истории духа", "Философские науки", 1967, ? 3.
? В. И. Масловский.