Жакоб Макс
Жакоб (Jacob) Макс (11.7.1876, Кемпер, департамент Финистер, - 5.3.1944, концлагерь Драней), французский писатель. Начал печататься в 1903. Сблизившись с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, выступал в 1900-е - начале 1910-x гг. как один из поборников "кубистической поэзии" и вдохновителей кубизма в живописи. Его книга "Поэтическое искусство" (1922), утверждающая иррационализм, отказ от сюжета, его стихи с религиозными мотивами, фантастически-неясными образами-"мифами", построенные на аллитерациях и каламбурах, временами переходящих в бессмыслицу ("Центральная лаборатория", 1921, "Кающиеся в розовых трико", 1925, и др.), оказали влияние на сюрреалистов (см. Сюрреализм). Для романов Ж. ("Филибют или золотые часы", 1922, "Участок Бушабаль", 1923), своеобразных по жанру произведений, в которых смешиваются стихи и проза ("Святой Маторель", 1909, "Оправдание Тартюфа...", 1919), характерно переплетение фантастики и гротескно изображенной буржуазной реальности. Ж. умер в лагере, куда был заключён немецкими фашистами как еврей ("Письма к Салакру", опубл. 1957).
Соч.: Derniers poèmes en vers et en prose, P., [1961]; в рус. пер. - [Стихи], в кн.: Я пишу твое имя. Свобода, М., 1968.
Лит.: История французской литературы, т. 3. М., 1959; "Europe". 1958, avr. - mai, ? 348-49 (? посвящен М. Жакобу).
? О. И. Ильинская.