Заградитель минный
Заградитель минный, боевой корабль, предназначенный для постановки минных заграждений у своих баз, портов, проливов и побережий с целью их защиты, а также на коммуникациях и у берегов противника для нанесения ему потерь. Предшественниками современных З. м. были минные транспорты "Буг" и "Дунай", построенные в России в конце 19 в. по замыслу адмирала С. О. Макарова. З. м. делятся на надводные и подводные. Надводные бывают морские и речные, специальные постройки и переоборудованные из гражданских транспортных судов; как правило, выполняют свои задачи под прикрытием др. боевых кораблей флота, береговых артиллерийских батарей и истребительной авиации. Имеют артиллерийское (главным образом зенитно-артиллерийское) вооружение, а также специальное оборудование и устройства для приёмки, хранения, приготовления и постановки большого количества современных морских мин различных типов. Водоизмещение З. м. от 300 до 8 тыс. т. Ход 10-20 узлов (18-37 км/ч). Подводный заградитель - обычная большая подводная лодка либо частично дооборудованная. Используется главным образом для постановки мин у побережья противника. Постановка мин производится обычно через торпедные аппараты, а на специально оборудованных лодках - через специальные минные трубы или шахты. Первая попытка постройки подводного З. м. была предпринята М. П. Налётовым в 1904, первый подводный З. м. "Краб" был построен по его проекту в 1912 (вступил в строй в 1915).