Западно-Сибирская железная дорога
Западно-Сибирская железная дорога, организована в 1961 в результате объединения Томской и Омской ж. д. Управление - в г. Новосибирске. Пролегает в основном по территории Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края РСФСР и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахской ССР. Граничит с Восточно-Сибирской ж. д. (станции Мариинск и Междуреченск), с Казахской ж. д. (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), со Свердловской ж. д. (станция Называевская), с Южно-Уральской ж. д. (станция Исилькуль). Участки Исилькуль - Омск - Новосибирск - Мариинск были сданы в эксплуатацию в 1896-98, линия Называевская-Омск в 1913, линии Новосибирск - Алтайская - Бийск и Алтайская - Локоть на Семипалатинск в 1915, линия Татарская - Славгород в 1917. В 1924 сдана в эксплуатацию линия Славгород - Павлодар и в 1926 Ленинск-Кузнецкий - Гурьевск. Построенные в 1934-36 линии Новосибирск - Ленинск, Кандалец - Мундыбаш, Сокур - Сортировочная позволили освоить угольные и рудные месторождения Западной Сибири и создать мощную металлургическую и коксохимическая промышленность. В 1939 вступила в эксплуатацию линия Томск - Асино, в 1940 Мундыбаш - Таштагол, в 1943 Кемерово - Барзас, в 1944 Кулунда - Малиновое Озеро. Сданные в 1952 в эксплуатацию линии Новокузнецк - Барнаул и Кулунда - Барнаул создали новый (второй) выход из районов Сибири в западном направлении - т. н. Южсиб. Быстро растущие грузопотоки между районами Сибири и Урала потребовали создания ещё одного выхода в западном направлении (в начале 60-х гг. было закончено строительство основного звена Среднесибирской магистрали: Барнаул - Карасук - Омск). Эксплуатационная длина З.-С. ж. д. в современных границах (1970) 5712 км, или 4,3% протяжённости всей сети.
Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны. Обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и др., развитые с.-х. районы. По грузообороту З.-С. ж. д. Занимает 1-е место среди железных дорог СССР (в 1969-200 млрд. т-км, или 8,5% от грузооборота сети). Свыше 98% грузооборота выполняется электровозной и тепловозной тягой. В общем грузообороте ввоз составляет 15%, вывоз 30%, местное сообщение 35% и транзит 20%. Ввозятся металлы, руда, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, лесные грузы, продукция машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности; вывозятся в основном уголь, металлы, кокс, продукция лесной промышленности, хлебные грузы. В транзите - преимущественно металлы, лесоматериалы нефтепродукты, продукция сельского хозяйства.
Грузонапряженность дороги самая высокая на сети - более 35 млн. т км/км (вдвое выше среднесетевой). Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.
Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и др. Дорога осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как в местном, так и транзитном сообщении между районами Сибири и Дальнего Востока с остальными районами страны. Общий пассажирооборот (1969) - 12,5 млрд. пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог. Награждена орденом Ленина (1966).
? Г. С. Райхер.?