Звукопись
Звукопись, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) разные "стили" поэзии. В целях З. может использоваться: а) повтор звука: "Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну" (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: "ШурШит вода по уШам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер Веет и Вьется украдками/ Меж Ветвей, над Водой наклоненных, /ШеВеля тяжелыми складками/ШелкоВ зеленых" (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов). Приёмы З. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.
? Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, "Вопросы языкознания", 1963, ? 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа "словесной инструментовки", в сборнике: Поэтика, в. 5, Л., 1929.
? А. А. Леонтьев.