Земельно-водные реформы
Земельно-водные реформы в Средней Азии и Казахстане, социально-экономические преобразования, осуществленные Советской властью в 20-х гг. для уничтожения последствий колониальной земельной политики царизма, ликвидации помещичьего и резкого сокращения байско-кулацкого землепользования в пользу батрацко-середняцких масс крестьянства. З.-в. р. проводились в 1921-22 в Туркестанской АССР и Казахстане, а в 1925-29 после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии - во всех вновь образованных республиках.
Специфические условия края - слабое развитие экономики, сохранение феодально-патриархальных отношений в сельском хозяйстве (лучшими землями, пастбищами, водой владели баи) и др. определили более медленные по сравнению с Центральной Россией темпы революционных аграрных преобразований и их своеобразие. В 1918 были конфискованы лишь земли царской фамилии, чиновников и наиболее крупных баев, отдельных с.-х. и промышленных капиталистических объединений. З.-в. р. 1921-22 осуществлялись на основе постановления ЦК РКП (б) от 29 июня 1920, решений 5-го съезда компартии Туркестана, 9-го Всетуркестанского съезда Советов (сентябрь 1920) и декретов ЦИК Киргизской АССР (первоначальное название Казахской республики) от 2 февраля и 19 апреля 1921. Главной целью реформы было уравнять в правах на землю и воду местное (киргизское, казахское, узбекское) и русское крестьянство.
Коренному населению передавались земли, захваченные русскими кулаками-переселенцами, у них же изымались излишки скота, семян, с.-х. инвентаря. В ходе реформы в Туркестанской АССР изъято у кулаков свыше 232 тыс. га земли, которая передавалась 12,8 тыс. батрацко-бедняцких хозяйств. В Казахстане коренному населению было передано свыше 470 тыс. га земли. Следующий этап аграрных преобразований - З.-в. р. 1925-29. Начало реформе было положено декретами ЦИК Узбекской ССР "О национализации земли и воды" и "О земельно-водной реформе" от 2 декабря 1925 и постановлением ЦИК и СНК Туркменской ССР от 24 сентября 1925, согласно которым подлежали изъятию и передаче в государственный фонд все поливные земли помещиков, не обрабатывавших их собственными силами, а также лиц, имевших главным источником существования торговлю или нетрудовой доход. Были установлены нормы трудового землепользования - 7-10 десятин. Излишки земли подлежали конфискации, излишки с.-х. инвентаря - принудительному выкупу. В результате З.-в. р. в Средней Азии ликвидировано 6763 хозяйства баев, крупных торговцев, духовенства, ростовщиков, бывших эмирско-ханских чиновников; земельные излишки урезаны у 37 759 кулацких хозяйств. Всего изъято 281171 га земли. Землёй наделено 123 418 безземельных и малоземельных дехканских хозяйств, получивших также с.-х. инвентарь, продовольственные и семенные ссуды. Распределение воды было передано органам Советской власти. Специфический характер носила земельная реформа в Казахской АССР (по постановлению ЦИК и СНК Казахской АССР от 20 мая 1926 и от 27 августа 1928). Конфискации подлежали богатые скотоводческие хозяйства, имевшие свыше 400 голов крупного рогатого скота в кочевых, свыше 300 голов - в полукочевых и свыше 150 голов - в оседлых районах. Им оставлялось в собственность для ведения трудового хозяйства по 5 голов скота на каждого член семьи (но не более 25 на семью) в кочевых, по 3 (но не свыше 16) в полукочевых, по 2 (но не более 11) в оседлых районах. Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных хозяйств, владевших 145 тыс. голов скота, который был распределён (около 80%) среди трудового крестьянства, остальной передан государственным земельным органам, колхозам и совхозам. В Казахстане бедняки и середняки получили к 1928 около 1360 тыс. га сенокосов и 1250 тыс. га пахотных земель. Дехканство освободилось от уплаты байству ренты, составлявшей накануне З.-в. р. 25-28 млн. руб. ежегодно.
Революционно-демократические З.-в. р. улучшили положение трудящегося дехканства. Они всколыхнули широкие массы бедноты и середняков кишлаков и аулов, организовали и сплотили их вокруг Советской власти. Экономической силе, политическому и идеологическому влиянию байства был нанесён решительный удар. Проведение реформ сопровождалось острой классовой борьбой, резким обострением противоречий между середняцко-батрацкой массой и клерикально-феодальными элементами, поддержанными националистически настроенной частью интеллигенции. З.-в. р. не разрешили земельного вопроса до конца: оставались значительное малоземелье, чересполосицы, недостаток воды, сохранялись элементы феодальной и капиталистической эксплуатации - чайрикерство (издольщина), наёмный труд. Но реформы полностью ликвидировали феодальное землевладение, резко ограничили землепользование кулачества, оградили и защитили интересы бедняка и середняка. З.-в. р. способствовали осереднячиванию кишлака и аула. Они ускорили развитие различных форм кооперации (в т. ч. образование нескольких десятков колхозов), облегчили народам Средней Азии и Казахстана переход к социализму, минуя капиталистическую стадию; подготовили почву для социалистического преобразования сельского хозяйства республик Средней Азии на основе коллективизации. Подобные преобразования в 20 - начале 30-х гг. осуществлялись в Бурятии, Дагестане и др. национальных районах.
Лит.: Шерстобитов В. П., Новая экономическая политика в Киргизии (1921-1925), Фр., 1964: Аминова P. Х., Аграрные преобразования в Узбекистане накануне сплошной коллективизации (1925-1929 гг.), Таш., 1969; Дахшлейгер Г. Ф., Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (1921-1929 гг.), А.-А., 1965; Тулепбаев Б. А., Осуществление ленинской аграрной политики партии в республиках Средней Азии, М., 1967.
? Р. Х. Аминова.