Ибсен Генрик
Ибсен (Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен, - 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, И. написал первые стихи и драму "Катилина" (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса И. "Богатырский курган". В 1852-57 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром; в 1857-62 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864-91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В конце 40 - начале 50-х гг. И. обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности И. противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. В "Комедии любви" (1862), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме "Борьба за престол" (1864) И. показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы "Бранд" (1866) - цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в "Пер Гюнте" (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.
В конце 60 - начале 70-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий И. ожидает крушения старого мира, "революции человеческого духа". В драме о Юлиане-отступнике "Кесарь и галилеянин" (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес "Столпы общества" (1877), "Кукольный дом" (1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882) - несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес - не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.
С середины 80-х гг. социальная критика у И. ослабевает ("Дикая утка", 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема "сильного человека" выдвигается на первый план, однако И. беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: "Росмерсхольм" (1886), "Гедда Габлер" (1890), "Строитель Сольнес"(1892), "Йун Габриель Боркман" (1896).
Начиная с 80-х гг. имя И. служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России И. в начале 20 в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. На советской сцене чаще всего ставятся "Кукольный дом", "Привидения" и в концертном исполнении "Пер Гюнт" с музыкой Э. Грига.
Соч.: Samlede vaerker, bd 1-21, Oslo, 1928-57; в рус. пер. - Полн. собр. соч.,[с критико-биографич. очерком А. и П. Ганзен], т. 1-4, СПБ, 1909; Избр. драмы, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1935; Собр. соч. Ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони, т. 1-4, М., 1956-58.
Лит.: Энгельс ф., [Письмо] П. Эрнсту от 5 июня 1890 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 350-53; Плеханов Г. В., Генрик Ибсен, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Брандес Г., Генрик Ибсен. Собр. соч. 2 изд., т. 1, СПБ. [1906]; Адмони В. Г., Генрик Ибсен, М., 1956; Gran G., Henrik Ibsen. Liv og vaerker, bd 1-2. Christiania, 1918; Koht H., Henrik Ibsen. Eit diktarliv, bd 1-2, Oslo, 1954; Heiberg H., "... født til kunstner". Et Ibsen-portrett, Oslo, 1967; Dániel A., Ibsen, Bdpst, 1966 (имеется библ.); Meyen F., Ibsen-Bibliographie, Braunschweig - B. - Hamb., 1928; Tedford I., Ibsen bibliography 1928-1957 Oslo - Bergen, 1961.
? В. Г. Адмони.