Изразцы
Изразцы, кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. И. с обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. И. изготовляют из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин вручную или в деревянных формах. Сформованные И. высушивают, а затем обжигают в печах при температуре до 1150?С. Различают И. плоские, угловые и карнизные. И. часто неточно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
И. известны с 8 в. в странах Европы (широко распространились в 16-17 вв.). В Германии, Голландии, Швейцарии были известны главным образом белые И. с синим рисунком (вначале орнаментальные, а позднее с изобразительными мотивами). В России И. с 16 в. применялись также для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы, вставки). Терракотовые рельефные И. вскоре стали покрывать прозрачной зелёной глазурью ("муравой"), а со 2-й половины 17 в. - эмалями ярких контрастных цветов, что отвечало распространявшимся в архитектуре чертам декоративности. И. были главным образом с орнаментальными мотивами, а также с изобразительными. С начала 18 в. И., применяемые только для облицовки печей, - большей частью плоские с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами. С 60-х гг. 19 в. снова изготовляются полихромные И. (в "русском стиле") для наружной и внутренней отделки зданий. В конце 19 - начале 20 вв. с распространением стиля "модерн" появляются монохромные И. с текучими переливчатыми глазурями. В настоящее время И. изготовляются в основном для облицовки печей в СССР (главным образом на Украине), а также в ГДР, ФРГ, Польше и Чехословакии. Традиции искусства И. развиваются в керамических мозаиках, в облицовке керамическими плитками и т. д.
Лит.: Филиппов А. В., Древнерусские изразцы, в. 1, М., 1938; Воронов Н. В., Русские изразцы 18 века, в сборнике: Памятники культуры, в. 2, М., 1960; Jonge С. Н., de, Oud-nederlandsche majolica en Delfts aardewerk, Amst., 1947.