Имманентная философия
Имманентная философия, субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся немецкие философы В. Шуппе (который в "Теоретико-познавательной логике", 1878, высказал основные идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. ф. выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критической гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с основной тенденцией неокантианства), И. ф. отрицает существование "вещи в себе", т. е. объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, которыми "обладает" душа, это две области "Я", сознания. И. ф. продолжает учение швейцарского философа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать субъективизма и солипсизма, грозящих И. ф., которая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других "Я" (что непоследовательно, так как с точки зрения И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне сознания); во-вторых, часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. ф., которая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы), из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как "божественное". Однако признание бога и теологические "выводы" требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф. - выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистического учения к объективно-идеалистическому.
За субъективный идеализм и попытку занять "третью линию" в философии И. ф. была подвергнута резкой критике в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Полн. собр. соч.,5 изд., т. 18).
Лит.: Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, "Научное обозрение", 1902, Ї5, 7; Леклер А., К монистической гносеологии, пер. с нем., СПБ, 1904; Шуппе В., Солипсизм, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 6; Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Ettinger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, Gött., 1916. См. также лит. при статьях Ремке И. и Шуппе В.