Большая советская энциклопедия

Инсценировка

Инсценировка [от лат. In - в, на и scaena (scena) - сцена], 1) переработка для сцены литературного произведения, написанного не в драматургической форме. В отличие от вольного использования эпических мотивов, как то было в античной драме или у У. Шекспира, И. имеет целью не столько создание нового самостоятельного произведения, сколько театральную адаптацию прозы. Первые значительные И. в России принадлежат А. А. Шаховскому (переработки произведений В. Скотта и А. С. Пушкина). Отвергнув тип ремесленной переделки романов в "хорошо скроенные пьесы", характерной для 2-й половины 19 в., В. И. Немирович-Данченко на сцене МХТ искал романную форму спектакля, ставил И.-монтажи. Инсценировочные принципы - объединение контрастных эпизодов, более свободная и ёмкая конструкция, многочастность - повлияли на советскую драму. Многие её первенцы явились авторскими И., в том числе "Виринея" Л. Н. Сейфуллиной (совместно с В. П. Правдухиным, 1925), "Дни Турбиных" М. Булгакова (1926), "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова (1927). В середине 20 в. распространены И. документальной прозы. 2) Одна из форм массового агитационного театра в годы революции: на площадях, сливая зрителей с исполнителями, разыгрывались инсценированные моменты истории и суды над реальными или символическими фигурами ("Свержение самодержавия", 1919). Этим И. присущи романтическая символика, условность, сочетание патетики и гротеска.

Смотрите также: