Йитс Уильям Батлер
Йитс, Йетс, Ейтс (Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт, около Дублина, - 28.1.1939, Рокбрюн, Франция; в 1948 прах перенесён в Слайго, Ирландия), ирландский поэт и драматург. Вырос в аристократической среде. Учился в Дублинском и Оксфордском университетах. Й. - вдохновитель движения 90-х гг. "Ирландское возрождение". В 1922-28 член ирландского сената, в 1904-38 один из директоров "Театра аббатства". Участвовал в создании Ирландской литературной академии. Интерес к мифологии и фольклору определил характер творчества Й.: "Странствия Оссиана" (1889), "Кельтские сумерки" (1893) и др. Источником поэтических символов раннего Й. служили национальные мифы и идея "вечной красоты": цикл "Роза" (1893), сборник "Ветер в камышах" (1889). Идеи национально-освободительного движения вдохновили Й. на создание патриотической пьесы "Кэтлин, дочь Хулиэна" (1902). Сборник стихов "Ответственность" (1916) ознаменовал переход Й. к исповедальной и гражданственной поэзии. В произведения Й. врывается история и её реальные герои (стихотворение "Сентябрь, 1913", "Шестнадцать мёртвых", "Роза" и др.). Дублинское восстание 1916, казнь патриотов - тема стихотворения Й. "Пасха 1916". В поисках новой формы поэтической драмы Й. в 10-е гг. обратился к традициям японского театра Ноо: пьесы-маски "У ястребиного источника" (1916), "Единственная ревность Эмер" (1919) и др. Мужество человека, его готовность к самопожертвованию противостоят в них силе волшебства.
Духовный кризис Й., вызванный разочарованием в результатах национально-освободительной борьбы, которые привели к усилению в Ирландии буржуазного господства, отразился в сборниках "Башня" (1928) и "Винтовая лестница" (1933). В 30-е гг. символизм Й. приобретает ироническую и сатирическую окраску. В сборнике "Последние стихи и пьесы" (1940), "Смерть Кухулина" (1939) пессимистическое мироощущение сочетается с сатирой на современное общество, Й. перевёл эпитафию Дж. Свифта, написал о нём пьесу "Слова на окне" (1931). В стихотворении "Посещение городской галереи" (1939) Й. подвёл итог своему творчеству, главным принципом которого считал связь с национальной почвой. Нобелевская премия (1923).
Соч.: Autobiographies, L., 1956; The variorum edition of the poems, N. Y., 1957; Essays and introductions, L., 1961; The variorum edition of the plays, N. Y., 1966; Uncollected prose, v. I, L., 1970; в рус. пер., в кн.: Антология новой английской поэзии, вступ. ст. М. Гутнера, Л., 1937.
Лит.: Еремина Й. К., Ранняя драматургия У. Б. Ейтса, "Уч. зап. Московского обл. пед. института", 1967, т. 175, в. 10; Home J., W. B. Yeats. 1865-1939, 2 ed., L., 1962; Ellman R., The identity of Yeats, 2 ed., N. Y., 1964; Zwerdling A., Yeats and the heroic ideal, N. Y., 1965 (библ., с. 183-90); Nathan L. E., The tragic drama of W. B. Yeats, N. Y. - L., 1965; Ure P., Towards a mythology, N. Y., [1968]; Jeffares A. N., The circus animals. Essays on W. B. Yeats, [L., 1970]; Cross K. G., Dunlop R. Т., Abibliography of Yeats criticism. 1887-1965, [L., 1971].
? А. П. Саруханян.