Канцона
Канцона (итал. canzone, буквально - песня), лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров. Первоначально получила распространение в Италии в 13-17 вв. Канонические К. - строфические строения (5-6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.
С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой и вилланеллой. В 16-17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов - авторов К. - А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению кончерто гроссо, К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты. В 18-19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. "Сердце волнует жаркая кровь" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).