Большая советская энциклопедия

Комикс

Комикс (англ. comics, множественное число от comic - комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Полагают, что предками жанра К. были серия картин (позже гравюр) У. Хогарта "Карьера проститутки" (1730-31) и "Карьера мота" (1732-35) и рисунков В. Буша в книге "Макс и Мориц" (1865). Современные формы К. появились в газетах США в 90-х гг. 19 в.: особое распространение получили с 30-х гг. 20 в. (в том числе К. известного кинорежиссёра-мультипликатора У. Диснея). К середине века К. стал одним из самых популярных жанров так называемой "массовой культуры". Большинство современных К. утратило комическую природу; главные тематические разновидности: К. о "диком Западе" ("Westerners"), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных, о преступлениях (самая "массовая" разновидность), о войне, "любовные", научно-фантастические, псевдоисторические К., а также К., сжато и упрощённо перелагающие произведения классической литературы. Прославление в ряде категорий К. физической силы, жестокой героики, национального превосходства, агрессивных доблестей, равно как и снижение, "примитивизация" классики,- хроническое и возрастающее бедствие современной "массовой культуры". Оберегая детскую психику, ряд стран (Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды и др.) официально запретили распространение "К. об ужасах" ("horror-comics").

Необычайно широкое распространение К. и их влияние на массового читателя вызывают озабоченность западных художников; в 1965 в Италии состоялся форум деятелей культуры из многих стран Европы и Америки, посвященный судьбе самого "массового" жанра (см. журнал "Иностранная литература", 1965, ? 9, с. 252-58).

Прогрессивная зарубежная периодика ("Юманите" и др.) систематически использует форму К. для популяризации классических произведений, лучших образцов приключенческой литературы, а также для создания "рассказов" о похождениях комических и фантастических персонажей. Оригинальной формой К. можно считать альбомы "Сотворение мира" (3 тт., 1951-53) Ж. Эффеля. К форме К. нередко прибегает советский детский журнал "Весёлые картинки" (издание ЦК ВЛКСМ, с 1956).

Лит.: Daniels L., Comix, A history of comic books in America, N. Y., [1971].

Смотрите также: