Комитеты и общества грамотности
Комитеты и общества грамотности в России, общественные просветительные организации, ставившие своей целью содействие начальному народному образованию. К. и о. г. были своеобразными центрами педагогической деятельности, проникнутой демократическими тенденциями.
В 1861 возник Санкт-Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. Комитет выступил инициатором открытия школ для подготовки сельских учительниц. Созданная им в Петербурге школа пользовалась большой популярностью (1863-67). Комитет проводил конкурсы на лучший учебник для начальной школы, предпринял издание дешёвых народных книг. Во время русско-турецкой войны 1877-78 комитет скомплектовал около 450 бесплатных библиотек для полков и лазаретов. В 1891-93 провёл сбор средств для голодающих, организовал в 12 губерниях школьные столовые. В разное время в его работе участвовали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В. Г. Короленко, Г. И. Успенский, В. В. Стасов, Н. А. Рубакин, А. М. Калмыкова, П. П. Семенов Тян-Шанский, И. В. Вернадский, С. Ф. Ольденбург и др. Деятельность комитета развивалась "в духе несогласия с видами правительства" (как отмечало министерство внутренних дел), и в 1895 он был преобразован в Петербургское общество грамотности и подчинён министерству народного просвещения. В знак протеста 600 членов комитета вышли из его состава.
Московский комитет грамотности, учрежден в 1845 с целью "всенародного распространения грамотности на религиозно-нравственной основе". В 1870-х годах комитет установил связь с земствами по вопросам народного образования, открыл летние педагогические курсы для народных учителей. В начале 1890-х гг. при комитете был создан ряд комиссий, например Библиотечная комиссия, руководимая В. П. Вахтеровым и Д. И. Тихомировым, комиссии, изучающие положение учителей и учащихся, и др. В 1895 комитет был преобразован в общество грамотности и подчинён министерству народного просвещения.
В 1869 возникло Харьковское общество распространения в народе грамотности, направившее свои усилия главным образом на организацию общеобразовательных ежедневных и воскресных школ для народа. Общество оказывало материальную помощь народным учителям. Аналогичная работа проводилась обществом распространения грамотности среди грузин, которое было создано в Тбилиси в 1879 при участии И. Г. Чавчавадзе. В 1882 возникли Киевское общество грамотности и Томское общество попечения о народном образовании, в 1886 Самарское общество поощрения образования. В конце 19-начале 20 вв. общественные просветительские организации возникли во многих городах России; общее число их к 1917 достигло 270.
К. и о. г. сыграли известную роль в распространении грамотности в народе. После Октябрьской революции 1917 с созданием государственной системы народного образования прекратили своё существование.
Лит.: Протопопов Д. Д., История Санкт-Петербургского Комитета грамотности (1861-1895), СПБ, 1898; Диксон К., Кетриц Б., Санкт-Петербургский комитет грамотности, СПБ, 1915; Обзор деятельности Комитета грамотности, состоящего при императорском Московском обществе сельского хозяйства, М., 1894; Исторический обзор деятельности Харьковского Общества распространения в народе грамотности, М., 1911.
Э. Д. Днепров.