Компас (в мор. деле)
Компас (в мор. деле)
Компас (в морском деле - компас) (нем. Kompass, итал. compasso, от compassare - измерять шагами), прибор для ориентирования на местности. По принципу действия К. разделяют на: магнитные, в которых используется свойство прямого постоянного магнита (магнитной стрелки) или катушки с током при взаимодействии с магнитным полем Земли располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении север - юг; гироскопические, в которых используется свойство быстро вращающегося ротора гироскопа сохранять неизменным направление оси вращения и удерживать её при определённых условиях в плоскости географического меридиана (см. Гирополукомпас, Гирокомпас); астрономические, в которых специальное устройство (пеленгатор) непрерывно следит за положением какого-либо небесного светила (например, Солнца), что позволяет при знании географических координат места нахождения определить направление географического меридиана (см. Астрономический компас); радиокомпасы - радиоприёмные устройства, автоматически фиксирующие направление на радиомаяк (см. Радиокомпас, Радиополукомпас). К. применяется в морской и авиационной навигации (для определения курса судна, самолёта, а также направлений на ориентиры), в сухопутных путешествиях, в военном деле, геодезии и топографии, в горном деле (см. Буссоль, Горный компас).
Старейшим и наиболее распространённым прибором является магнитный К. Более 2 тыс. лет назад в Китае уже применяли постоянный магнит для определения направления север - юг. В Европе К. появился не позднее 12 в., он представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, плававшей в сосуде с водой. В начале 14 в. К. был усовершенствован: магнитную стрелку поместили на остриё, которое находилось в центре бумажного круга (картушки), снабженного для удобства ориентирования делениями. Круг был разделён сначала на 16, а затем на 32 равных сектора (см. Румб). В 16 в. для уменьшения воздействия на К. механических колебаний (например, морской качки) стали применять кардановый подвес. В 17 в. морской К. снабдили так называемым пеленгатором - вращающейся диаметральной линейкой с визирами по концам, что позволило точнее отсчитывать направления (пеленги). Усовершенствованный магнитный К. стал основным навигационным прибором в судовождении. Точность показаний современных судовых магнитных К. в средних широтах и при отсутствии качки достигает 0,3-0,5?.
Авиационный магнитный К. имеет те же основные детали, что и судовой, но его конструкция учитывает специфические условия работы: возможные сильные вибрации, ускорения и т.п.
К недостаткам магнитного К. относится необходимость вносить поправки в его показания на несовпадение магнитного и географического меридианов (учитывать склонение магнитное) и поправки на девиацию (см. Девиация компаса). Вблизи магнитных полюсов Земли и крупных магнитных аномалий точность показаний магнитного К. резко снижается, в этих районах приходится пользоваться К. других типов. Однако ни один из перечисленных типов К. не может обеспечить точного измерения курса во всех районах Земли при любой погоде, различных состояниях магнитосферы и радиопомехах. В связи с этим в морском деле, в авиации, в военном деле применяют совместно К. различных типов, на их основе созданы единые курсовые системы.
Лит.: Андерсон Э., Принципы навигации, пер. с англ., М., 1968; Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961.