Большая советская энциклопедия

Курды

Курды (самоназвание - курд, курмандж), один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана) и некоторых др. странах. Общая численность (на 1971), по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. человек Говорят на курдском языке. Верующие - мусульмане-сунниты, меньше - шииты, часть принадлежит к сектам езидов, али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14-18 вв. на территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 - Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой войны 1941-45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. на национальнуу автономию; см. Ирак, Исторический очерк). Для общественных отношений К. характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений. Основное занятия К. - земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство.

В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828, и Берлинского конгресса 1878, часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, 1970, перепись). Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры; вместе с другими народами СССР К. активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. издаётся различная литература, в Армении - газета "Риа Таза" и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К.

Литература. История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11-18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (около 11 в.), автор дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10-11 вв.) приписывают поэмы "Единственное слово", "Сыновья отчизны", "Поистине жизнь - это сон" и "Рубиновое ожерелье". Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см. Суфизм), сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма "Продавец корзин", припписываемая Мела Бате (1417-94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.). Цикл "Факне Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы "Юсуф и Зулейха". С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма "Мам и Зин", поэтический арабско-курдский словарь "Ноубар". Народная поэма "Крепость Дымдым" - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.
К началу 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них: Шейх Ахмед Тахти (1640-?), Мустафа Бесарани (1641-1702), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер. В конце 18-начале 19 вв. наблюдался упадок курдской литературы; она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев. Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри). В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797-1855), Курди (1809-49), Селим (1800-66) и Хаджи Кадыр Койи (1815-92) - участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. и национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897-1935), Тахир-бека (1875-1917), Ахмед-бека Хамди (1876-1936), Зивера (1875-1948), Пире Мерда (1867-1950) и Фаика Бекаса (1905-48).
Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р. 1903), Абдаллах Слеман Горан (1904-62), Осман Сабри (р. 1906), Кадрыджан Хажар (р. 1920), Дылзар (р. 1928). В 40-60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.1912), Мухаммеда Амина (р. 1921), Маруфа Барзынджи (р. 1921).
Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917. Основной центр её - Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р. 1897) "Курдский пастух" (в 1935 на курдский язык); он также автор романов "Рассвет" (1958), "Счастливая жизнь" (1959) и др.
В 30-е гг. появились коллективные сборники "Первые произведения" (1932), "Курдские писатели" (1934), "Третья книга" (1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей: сборник стихов Аминэ Авдала (1906-64) "Весна", Вазирэ Надри (1911-46) "Нубар", Отарэ Шаро "Первое сияние" и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р. 1908) и Джардоз Генджо (1904-45). Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941-45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом: поэмы "Надо и Гулизар" Надри, "Бако" Авдала, "Тайяр" Качахэ Мурада (р. 1914) и др. В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии: сборники "Курдские поэмы" (1955), "Родной источник" (1957), "Мои дни" (1960) Джасмэ Джалила (р. 1908); сборники "Стихи" (1957), "Два мира" (1963) Шаро; сборник "Стихи и поэмы" (1963) Авдала; сборники"Радуга" (1961),"Моя мечта" (1963) Усвэ Бако (р. 1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако "Сайд", 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.).
Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Летнее жилище К.-кочевников - шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, - глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1-2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств. помещения.
Сохранились некоторые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) - Пируз, Шива.
В Советском Союзе К. живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца.
У К. на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозная символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.
Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891-1917), М., 1972: Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963; Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, "Краткие сообщения Института этнографии АН СССР", [т.] XXXII, М.,1959 - её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, "Советская этнография", 1970, Ї 4; Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн. 1-3, СПБ, 1856-58; Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки, [т. 1], М. - Л., 1945; Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961; её же, Курдская литература XVII в., "Народы Азии и Африки", 1971, Ї 3; Jaba A., Recueil des notices et récits kourdes, St.-Petersbourg, 1860; Minorsky V., Kurdes, в кн.: Encyclopédie de l"lslam, t. 2, Р.,1927; Bois T., Coup d'oeil sur la litterature kurde,"Al-Machriq", 1955, mars - avril; Hansen Н. Н., The Kurdish woman's life, Kbh., 1961.

Смотрите также: