Латенская культура
Латенская культура, культура кельтских племён (см. Кельты), обитавших во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. и в начале н. э. на территории современной Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии, Северной Италии, Британских островах. Название по городищу Латен (La Tene) в Швейцарии. Л. к. является следующим после гальштатской культуры этапом железного века. В это время бронзовые орудия уже не встречаются. Развиваются кузнечное, ювелирное и др. ремёсла. Появляется гончарный круг. Возникают т. н. оппидумы, расположенные на возвышенных местах укрепленные племенные центры или убежища. Некоторые из них превращаются в города. Находки железных плужных лемехов, серпов и кос свидетельствуют об усовершенствовании техники земледелия. Л. к. оказала значительное влияние на культуру ряда европейских некельтских племён, в том числе на германцев и, возможно, славян. Развитие ремесла и торговли привело к распространению сходных форм материальной культуры в Западной Европе. Классическая схема периодизации Л. к., предложенная нем. учёными О. Тишлером и П. Рейнеке и французским археологом Ж. Дешелетом, пересматривается в свете новых открытий, но пока остаётся основой изучения Л. к. По Дешелету, Л. к. делится на 3 стадии. Для 1-й (от 500 до 300 до н. э.) характерны короткие заостренные мечи без перекрестия, с железными ножнами; разнообразные металлические шейные гривны; фибулы с антропо- и зооморфными украшениями; керамика главным образом лепная, частично - изготовленная на гончарном круге, со штампованным орнаментом; погребения в грунтовых (без насыпей) могильниках. 2-я стадия (от 300 до 100 до н. э.) характеризуется длинными мечами с округлым концом и изогнутым перекрестием; деревянными щитами с эллиптическим железным умбоном; стеклянными браслетами. Появляются первые местные монеты. Керамика высококачественная (изготовлена на гончарном круге), в том числе чернолощёная, вывозившаяся в отдалённые области. Распространяются железные ножницы. В отдельных районах встречаются захоронения в курганах; кроме трупоположения, укореняется обряд трупосожжения. Для 3-й стадии (от 1 в. до н. э. до 1 в. н. э.) характерны очень длинные мечи с округлым концом без перекрестия, кинжалы с антропоморфными рукоятками, железные шпоры, замки и ключи, бронзовые печати. Многочисленные клады, могильники, остатки селений, городов и укреплений Л. к. встречаются, помимо основного района распространения Л. к., и на остальной территории Западной Европы. В завоёванных Римом областях Л. к. постепенно исчезает, сменяясь т. н. провинциальной римской культурой.
Искусство Л. к., по преимуществу орнаментально-стилизующее, формировалось под влиянием этрусской и позднеримской культур. На раннем этапе появились маски, увенчанные подобием двулистной короны, орнаментальные мотивы пальметты и лотоса. В украшениях зрелого латенского стиля (4 в. до н. э.) соединяются рельеф, гравировка, инкрустация кораллами и эмалью на драгоценных металлах; на металлических изделиях середины 4 в. до н. э. появились стилизованные изображения птиц и зверей. В 3 в. до н. э. возник пластический стиль: литые бронзовые браслеты с пластическими украшениями, обручи с массивными выступами, бляхи с имитацией филиграни. Для Британских островов типичны двурогие бронзовые шлемы.
Лит.; Филип Я., Кельтская цивилизация и ее наследие, пер. с чешск., Прага, 1961; Filip J., Keltové ve stredni Evrope, Praha, 1956; Hubert Н., Les Celtes depuis l'époque de la Tene et la civilisation celtique, [2 ed.]. P., 1950; Déchelette J., Manuel d'archéologie préhistorique celtique et gallo-romaine, t. 4 - Second âge du fer ou époque de la Tene, 2 éd., P., 1927.
? А. Л. Монгайт.