Ламетри Жюльен Офреде
Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офреде (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, - 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину; в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения "Естественная история души" (1745, или, иначе, "Трактат о душе"), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение "Человек-машина" (1747, новое издание 1960, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы "Человек-растение" (1748), "Человек больше, чем машина" (1748) и "Система Эпикура" (1751). Умер во время испытания на себе нового метода лечения.
Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в "организованных телах"; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. По Л., человек и животные созданы природой из одной и той же "глины" и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела "мерилом ума". Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошёл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов - растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на "мозговом экране". В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Л. был сторонником просвещённого абсолютизма, философские идеи Л. оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.
Соч.: Ceuvres philosophiques, v. 1-3, P., 1796; Textes choisis..., P., 1954; в рус. пер. - Избр. соч., М. - Л., 1925; [Отрывки из произв. Л.], в кн.: французские просветители XVIII в. о религии, М., 1960.
Лит.: Вороницын И. П., Ла Меттри, [Хар.], 1925; Сережников В. К., Ламетри, М., [1925]; История философии, т. 1, М., 1957, с. 539-42; Du Bois-Reymond E., La Mettrie, B., 1875; Poritzky J. F., J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke, B., 1900; Boissier R., La Mettrie..., P., 1931; Lemée P., Julien Offray de La Mettrie, P., 1955; Nedeljkovic D., Lametri, Zagreb, 1961; Mendel L., La Mettrie..., Lpz., 1965.
? Л. А. Ляховецкий.