Ленинградская битва 1941 - 44
Ленинградская битва 1941-44, боевые действия Советских Вооруженных Сил с 10 июля 1941 до 10 августа 1944 по обороне Ленинграда против немецко-фашистских и финских войск и их разгрому во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. Часть советских военных историков исключает из Л. б. Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, ограничивая сё хронологические рамки 28 февраля 1944.
Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. Оно планировало ударом группы армий "Север" (командующий генерал-фельдмаршал В. фон Лееб) в составе 4-й танковой группы, 18-й и 16-й армий из Восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских армий (Карельской и Юго-Восточной) из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть Ленинградом, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 с рубежа р. Великая. К этому времени на дальних юго-западных и северо-западных подступах к Ленинграду немецко-фашистское и финское командование имело 38 дивизий (32 пехотные, 3 танковые, 3 моторизованные), 1 кавалерийскую и 2 пехотные бригады, поддерживаемые мощной авиацией. немецко-фашистским войскам противостояли Северный фронт (командующий генерал-лейтенант М. М. Попов, член Военного совета корпусной комиссар Н. Н. Клементьев) в составе 7-й и 23-й армий (всего 8 дивизий) и Северо-Западный фронт (командующий генерал-майор П. П. Собенников, член Военного совета генерал-лейтенант В. Н. Богаткин) в составе 8-й, 11-й и 27-й армий (31 дивизия и 2 бригады), оборонявшихся на фронте 455 км; в 22 дивизиях потери в личном составе и материальной части составляли свыше 50%. Для усиления обороны юго-западных подступов к Ленинграду командование Северного фронта 6 июля образовало Лужскую оперативную группу, из состава которой к началу боевых действий прибыли только 2 стрелковые дивизии, 1 дивизия народного ополчения, личный состав двух Ленинградских военных училищ, отдельная горнострелковая бригада, особая артиллерийская группа и некоторые др. части. К 10 июля войска группы армий "Север" имели превосходство над советскими войсками Северо-Западного фронта: по пехоте - в 2,4, орудиям - в 4, миномётам - в 5,8, танкам - в 1,2, самолётам - в 9,8 раза.
Для координации действий фронтов 10 июля 1941 Государственный комитет обороны (ГКО) образовал Северо-Западное направление [главнокомандующий - Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, член Военного совета секретарь ЦК ВКП (б) А. А. Жданов, начальник штаба генерал-майор М. В. Захаров], подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов, Северный и Краснознамённый Балтийский флоты. Вокруг Ленинграда создавалась система обороны, состоявшая из нескольких поясов. На ближних подступах к Ленинграду в юго-западном и южном направлениях строились Красногвардейский и Слуцко-Колпинский укрепленные районы, к С. от города совершенствовался Карельский укрепленный район. Возводился также пояс оборонительных сооружений по линии Петергоф (Петродворец), Пулково; создавались оборонительные сооружения и внутри Ленинграда. Большую помощь войскам в строительстве рубежей обороны оказывало гражданское население. В короткий срок были сформированы 10 дивизий народного ополчения и десятки партизанских отрядов. Из города были эвакуированы дети, часть заводского и фабричного оборудования, культурных ценностей. Оставшаяся в городе промышленность перестроилась на производство и ремонт вооружения.
Оборона на дальних и ближних подступах к Ленинграду (10 июля - конец сентября 1941). Преодолев ожесточённое сопротивление советских войск в Прибалтике, враг вторгся в пределы Ленинградской области. Немецко-фашистские войска 5 июля овладели г. Остров, а 9 - Псковом. 10 июля 1941 развернулось наступление противника на юго-западных и северных подступах к Ленинграду. Почти одновременно враг нанёс удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В последней декаде июля ценой больших потерь противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга и Мшага, где вынужден был перейти к обороне и произвести перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939. На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях наземные войска при поддержке Ладожской военной флотилии (командующий с августа капитан 1-го ранга, с сентября контр-адмирал Б. В. Хорошхин, с октября 1941 - капитан 1-го ранга В. С. Чероков), ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже р. Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа противник перешёл в наступление на красногвардейском направлении. 16 августа после тяжёлых боев был оставлен Кингисепп, к 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укрепленному району, пытаясь обойти его с Ю.-В. и ворваться в Ленинград, но его атаки были отражены. С 22 августа по 7 сентября велись напряжённые бои на ораниенбаумском направлении. Враг был остановлен северо-восточнее Копорья. Боевые действия наземных войск развивались в тесном взаимодействии с Краснознамённым Балтийским флотом (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибун, член Военного совета дивизии комиссар Н. К. Смирнов) и Ладожской военной флотилией. Кроме поддержки сухопутных войск авиацией и мощной артиллерией, флот решал самостоятельные задачи: защищал подступы к Ленинграду, нарушал коммуникации противника в Балтийском море, вёл борьбу за Моонзундский архипелаг, главную базу флота - Таллин и за полуостров Ханко. В период обороны Ленинграда флот направил на сушу (в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны и др.) свыше 160 тыс. человек личного состава. Дальнобойная артиллерия флота успешно действовала против немецко-фашистских войск. Под Дугой все атаки врага были отражены. На новгородско-чудовском направлении, где противник наносил главный удар, советские войска пытались контратаковать противника, наступавшего на Новгород, но существенных результатов не добились. 19 августа враг овладел Новгородом, а 20 августа советские войска оставили Чудово. За счёт освободившихся войск немецко-фашистское командование усилило группировку, наступавшую на Ленинград, и перенесло сюда основные усилия авиации группы армий "Север". Создалась опасность окружения Ленинграда. 23 августа Ставка разделила Северный фронт на Карельский (командующий генерал-лейтенант В. А. Фролов, член Военного совета корпусной комиссар А. С. Желтов) и Ленинградский (командующий генерал-лейтенант М. М. Попов, с 5 сентября Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, с 12 сентября генерал армии Г. К. Жуков, с 10 октября генерал-майор И. И. Федюнинский, с 26 октября генерал-лейтенант М. С. Хозин; член Военного Совета А. А. Жданов). 29 августа ГКО объединил Главное командование Северо-Западного направления с командованием Ленинградского фронта, а Северо-Западный фронт подчинил непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Обстановка под Ленинградом оставалась чрезвычайно напряжённой. Враг возобновил наступление крупными силами вдоль шоссе Москва - Ленинград и 25 августа захватил Любань, 29 августа Тосно, 30 августа вышел на р. Нева и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. С 30 августа по 9 сентября велись ожесточённые бои в районе Красногвардейска, где враг понёс большие потери, а его атаки были отбиты. Однако прорвавшись 8 сентября через станцию Мга на Шлиссельбург, немецко-фашистские войска отрезали Ленинград от суши. Началась блокада города. Сообщение поддерживалось только по Ладожскому оз. и по воздуху. Подвоз всего необходимого войскам, населению и промышленности резко сократился. С 4 сентября 1941 противник начал варварский артиллерийский обстрел города и систематические налёты авиации.
Выход противника к Красногвардейску и Колпино вынудил советские войска, оборонявшиеся в районе Луги, отойти на С. 9 сентября немецко-фашистские войска возобновили наступление на Ленинград, нанося главный удар из района западнее Красногвардейска. Сосредоточив 8 дивизий (5 пехотных, 2 танковые и 1 моторизованная), противник пытался взять город штурмом. Командование Ленинградского фронта перебросило с Карельского перешейка на угрожаемые участки фронта некоторые соединения, пополнило резервные части отрядами народного ополчения, перевело значительную часть моряков с кораблей на сушу Бои в районе Красногвардейска продолжались непрерывно 9 сут. Особенно эффективно действовала корабельная артиллерия. Враг был измотан, обескровлен и к 18 сентября остановлен на рубеже Лигово, Пулково. На исход оборонительного сражения под Красногвардейском и Колпино оказало влияние начавшееся по указанию Ставки 10 сентября наступление советских войск из района Волхова на Мгу и Синявино, сковавшее значительные силы противника. Одновременно с правого берега Новы в направлении Синявино - Мга перешли в наступление войска Невской оперативной группы, которые к 26 сентября форсировали р. Неву и захватили небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки (так называемый Невский "пятачок"). В середине сентября немецко-фашистские войска вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезали находившиеся западнее советские войска, которым благодаря мощной поддержке флота удалось удержать Приморский (Ораниенбаумский) плацдарм, сыгравший затем большую роль в обороне города. К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался, план захвата его штурмом провалился. 20 октября началась Синявинская наступательная операция войск Ленинградского фронта с целью деблокады города, но завершить операцию не удалось, т.к. Советское Верховное Главнокомандование было вынуждено перебросить часть войск на тихвинское направление, где противник развернул наступление. 8 ноября врагу удалось захватить Тихвин. Хотя советские войска не допустили прорыва противника к Свири, последняя железная дорога (Тихвин - Волхов), по которой подвозились грузы к Ладожскому оз., оказалась перерезанной. В ноябре 1941 советские войска перешли в контрнаступление (см. Тихвинская наступательная операция 1941), 20 ноября они овладели Малой Вишерой, а 9 декабря - Тихвином и отбросили врага за р. Волхов. Однако положение Ленинграда продолжало оставаться тяжёлым. Запасы сырья были весьма ограничены, продовольствие и топливо на исходе. С 20 ноября суточный паёк хлеба составлял 125-250 г. Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 погибло 641803 человек. Партия и Советское правительство приняли меры для подвоза в город продовольствия, боеприпасов, горючего и топлива.
немецко-фашистское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. В сентябре - ноябре 1941 на город было сброшено 64 930 зажигательных и 3055 фугасных авиабомб и выпущено (сентябрь - декабрь) 30154 артиллерийских снаряда. Но враг не сломил боевой дух защитников города Ленина. Исключительную роль в жизни Ленинграда в дни блокады сыграли Городской комитет ВКП (б) (секретари комитета А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, Я. Ф. Капустин) и Совет депутатов трудящихся (председатель П. С. Попков). Во 2-й половине ноября была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского оз. (см. "Дорога жизни"), по которой подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (в ноябре 1941 - апреле 1942 было эвакуировано 550 тыс. человек). Работа трассы не прекращалась, несмотря на бомбёжки, обстрелы, плохую погоду. Городские партийные и советские организации предпринимали все возможные меры для спасения людей от голода. С началом работы Ладожской трассы хлебный паёк стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941 - 200-350 г).
Попытки деблокады Ленинграда в 1942 (наступление на любанском направлении в январь - апрель и на синявинском направлении в августе - сентябре) из-за недостатка сил и средств, недочётов в организации наступления успеха не имели, однако эти активные действия советских войск сорвали готовившийся новый штурм города. Успешное стратегическое контрнаступление советских войск зимой 1942-43 под Сталинградом оттянуло часть вражеских сил из района Ленинграда и создало благоприятную обстановку для его деблокады.
Прорыв блокады Ленинграда (1943). 12-30 января 1943 войска 67-й армии Ленинградского (командующий с июня 1942 генерал-лейтенант, позже Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армий Волховского (создан 17 декабря 1941, командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота встречными ударами в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином (южнее Ладожского оз.) разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда со страной. Через образовавшийся коридор (шириной 8-10 км) в течение 17 сут были проложены железная дорога и автомобильная трасса, но полностью проблема снабжения города ещё не была решена: важный пункт - станция Мга на ж.-д. линии Ленинград - Волхов оставался в руках врага, дороги в освобожденной полосе находились под постоянным обстрелом вражеской артиллерии. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале - марте 1943 на Мгу и Синявино) не достигли цели. В июле - августе на Мгинском выступе советские войска нанесли тяжёлое поражение войскам 18-й немецкой армии и не допустили переброски войск противника на другие фронты.
Наступательная операция советских войск под Ленинградом и Новгородом 1944, снятие блокады Ленинграда. В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на. Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 - начале 1944 сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. К этому времени группа армий "Север" в составе 18-й и 16-й армий (с января 1942 до января 1944 командующий генерал-фельдмаршал Г. Кюхлер, с конца января до начала июля 1944 генерал-полковник Г. Линдеман, в июле 1944 - генерал пехоты Г. Фриснер, с 23 июля 1944 генерал-полковник Ф. Шёрнер) насчитывала 741 тыс. солдат и офицеров, 10 070 орудий и миномётов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолётов и имела задачу не допустить прорыва занимаемых позиций, имевших важное значение для прикрытия подступов к Прибалтике, удержания Финляндии в качестве союзника и обеспечения свободы действий немецкого флота на Балтийском море. К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского (командующий генерал армии М. М. Попов) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего действия (командующий маршал авиации А. Е. Голованов), партизанские отряды и бригады. Всего в составе фронтов насчитывалось 1241 тыс. солдат и офицеров, 21 600 орудий и миномётов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолётов. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром её главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. При подготовке операции корабли Краснознаменного Балтийского флота перевезли через Финский залив на Приморский плацдарм свыше 52 тыс. человек и около 14 тыс. т грузов. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января - на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. Т. о., с 14 по 20 января была прорвана оборона противника и разгромлены фланговые группировки 18-й армии; войска её центра, опасаясь окружения, 21 января начали отход из района Мга - Тосно. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.
К концу января были освобождены гг. Пушкин, Красногвардейск, Тосно, Любань, Чудово, Новосокольники. Враг пытался удержать рубеж р. Луга, но несмотря на его упорное сопротивление советские войска во взаимодействии с партизанами 12 февраля освободили Лугу, а к 15 февраля полностью преодолели оборонительный рубеж противника на р. Луга. Волховский фронт был расформирован, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов продолжали преследование остатков разгромленных соединений 18-й армии и левого фланга 16-й армии на псковском и старорусском направлениях. Был расширен плацдарм на р. Нарве и освобождены гг. Старая Русса, Холм, Дно и др. К концу февраля советские войска вышли на подступы к границе Латвийской ССР. В результате проведённой операции было нанесено тяжёлое поражение группе армий "Север", враг отброшен на 220-280 км от Ленинграда, освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области. В Л. б. большую помощь войскам оказали партизаны Ленинградской области (около 3 тыс. в конце 1942, около 35 тыс. в январе 1944). Они вели бои за населённые пункты, освобождали города и целые районы. За 32 мес борьбы во вражеском тылу партизаны истребили около 114 тыс. солдат и офицеров противника, подорвали и сожгли большое количество военной техники, разрушали мосты, линии связи, подрывали вражеские склады.
В июне - августе 1944 советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую операцию 1944 и Свирско-Петрозаводскую операцию 1944, 20 июня освободили г. Выборг, а 28 июня - Петрозаводск.
Л. б. имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения, участвовавшие в Л. б., были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя Советского Союза, из них пятеро дважды: А. Е. Мазуренко, П. А. Покрышев, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков. Повседневная забота ЦК партии, Советского правительства и поддержка всей страны явились неисчерпаемыми источниками силы для преодоления ленинградцами испытаний и тягот 900-дневной блокады. Советским правительством 22 декабря 1942 была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 присвоил Ленинграду почётное звание города-героя.
? И. С. Ляпунов.
"Зелёный пояс славы". На бывших рубежах героической обороны Ленинграда по инициативе комсомольцев и молодёжи города создан "Зелёный пояс славы" (1964-67, авторы общей планировки архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская), который включает около 60 памятников и мемориальных ансамблей (в том числе поставленных ранее), объединённых по территориальному признаку в 4 большие группы.
"Ораниенбаумский плацдарм". Памятники: "Приморский плацдарм" на 32-м км Петергофского шоссе (1961-71, гранит, бетон, архитекторы А. А. Байдалинова, Т. Н. Воронихина, М. К. Меликова, О. И. Соколова, З. И. Соловьева, В. Н. Щербин, инженер Л. Борисова); стела "Январский гром" на 19-м км Гостилицкого шоссе у с. Порожки (бетон, 1967, скульптор Г. В. Беляев, архитекторы Н. В. Устинович, А. Е. Ривкин); обелиск "Воинам-гвардейцам 30-го корпуса" в с. Русско-Высоцкое (камень, 1944, архитекторы К. Л. Иогансен, В. А. Петров); стела "Дальний рубеж" близ деревни Шереметьево (гранит, 1966, архитектор Т. Козырева); стела "Берег мужественных" (1967, архитекторы А. Е. Ривкин, Н. В. Устинович, скульпторы М. Р. Габе, П. А. Якимович).
"Пулковский рубеж" и "Невский ''пятачок''". Памятники: пилон в ансамбле "Кировский вал" на 14-м км Петергофского шоссе (гранит, бетон, бронза, 1967, архитекторы С. Г. Майофис, А. Экснер, скульпторы Ю. С. Жмаев, А. Н. Колодин); ансамбль "Пулковский рубеж" на 20-м км Киевского шоссе (бетон, мозаика, 1967, архитектор Я. Н. Лукин, скульптор Л. Л. Михайлёнок, живописец-монументалист А. П. Ольхович); бетонная стена "Ополченцы" на 11-м км Пушкинского шоссе у деревни Кузьмине (бетон, 1966, архитекторы В. П. Бойцов, Ф. А. Ениксев, В. А. Неверов, В. А. Сидоров, скульпторы И. А. Сыроежкин, Е. В. Черкасов); обелиск "Воинам 55-й армии" на 27-28-м км Московского шоссе (гранит, 1957, архитектор М. К. Меликова); стела "Воинам-ленинградцам" ("Штурм") в поселке Ям-Ижора (камень, бронза, 1944, архитектор Я. М. Зелёный); стела "Героям-ижорцам" ("Ижорский таран") в Колпино (гранит, бронза, 1959 и 1967, архитекторы М. А. Шепилевский, Ю. В. Комаров); стела-балка "Воинам Ленинградского фронта" ("Невский порог") в деревне Усть-Тосно (бетон, 1944 и 1967, архитекторы К. Л. Иогансен, В. А. Петров, Ф. К. Романовский, скульптор А. Г. Дёма); курган "Холм Славы" ("Безымянная высота") в с. Ивановское (бронза, бетон, 1968, архитектор Л. И. Копыловский, скульпторы В. Г. Козенюк, Г. Д. Ястребенецкий, Е. И. Ротанов); обелиск "Героям прорыва блокады на Невском ''пятачке''", близ дер. Марьино (гранит, 1952, архитектор А. И. Лапиров, скульптор Г. П. Якимова); мемориальный ансамбль "Героям ''Невского плацдарма''" ("Рубежный камень") в Кировске (бронза, гранит, 1971, архитекторы О. С. Романов, М. Л. Хидекель, скульптор Э. Х. Насибулин).
"Дорога жизни". Памятники: стела "Героям ''Дороги жизни''" на Ладожском оз. у деревни Кобона (гранит, 1964, архитектор М. Н. Мейсель); архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо" на Ладожском оз. у Вагановского спуска (бетон, гранит, бронза, 1966, архитектор В. Г. Филиппов, скульпторы К. М. Симун, В. Т. Дугонец, инженер И. А. Рыбин); "Катюша" у деревни Корнево (бетон, бронза, 5 двутавровых балок, 1966, архитекторы П. И. Мельников, А. Д. Левенков, Л. В. Чулкевич, инженер Л. В. Изъюров, Г. П. Иванов); ансамбль "Румболовская гора" во Всеволожске (бетон, 1967, архитекторы П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин, инженер Ф. Федоров); композиция "Цветок жизни" в деревне Ковалеве (бетон, 1968, архитекторы П. И. Мельников, А. Д. Левенков); "Дорога жизни" (45 бетонных столбов-пилонов, 1966, архитектор М. Н. Мейсель).
"Карельский перешеек". Памятники: скульптурная композиция "Лемболовская твердыня" на 31-м км Приозёрского шоссе (бетон, 1967, архитекторы А. И. Гутов, Ю. М. Цариковский, скульптор Б. А. Свинин, инженер Н. И. Седов); стела "Сад мира" на 38-м км Верхне-выборгского шоссе (гранит, бетон, 1967, архитекторы Ю. А. Дьяконов, В. А. Гаврилов).
? Р. Ф. Кожевников.? Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945, т. 1-4. М., 1960-62; Битва за Ленинград. 1941-1944, М., 1964; Карасев А. В., Ленинградцы в годы блокады. 1941-1943, М., 1959; Мушников А. Н., Балтийцы в боях за Ленинград. (1941-1944), М., 1955; Шевердалкин П. Р., Героическая борьба ленинградских партизан, Л., 1959; Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история, 2 изд., 1941-1945, М., 1970; Рапопорт Е., "Зеленый пояс славы" вокруг Ленинграда, "Архитектура СССР", 1969, ? 2; Лукьянов Ю. А., Зелёный пояс Славы, [Л.], 1972.