Ленинградский Большой Драматический театр
Ленинградский Большой Драматический театр академический им. М. Горького (БДТ), один из первых театров, созданных после Великой Октябрьской социалистической революции. Ближайшее участие в его организации приняли М. Горький, М. Ф. Андреева, литературное руководство осуществлял А. А. Блок. Открыт в 1919 спектаклем "Дон Карлос" Шиллера. Театр был задуман его организаторами как героико-романтический. Его труппу составляли крупные актёры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев, В. Я. Софронов, режиссёры - Б. М. Сушкевич, Н. В. Петров, художники - М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа и др. В первые годы работы театра были поставлены спектакли "Макбет" (1919), "Король Лир" (1920), "Юлий Цезарь" (1921) Шекспира, "Разбойники" Шиллера (1919), "Рюи Блаз" Гюго (1921); комедии "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Слуга двух господ" Гольдони и "Смехотворные прелестницы" Мольера (все в 1921). В середине 20-х гг. в репертуаре театра появляются произведения советской драматургии: "Мятеж" (1925), "Разлом" (1927) Лавренева, "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского. В этих работах БДТ утверждается как театр последовательно реалистического направления, получают известность актёры А. И. Лариков, В. Я. Софронов, В. П. Полицеймако, О. Г. Казико и др. В 30-е гг. театр обращается к творчеству М. Горького, крупнейшими достижениями стали спектакли - "Мещане" (1937, режиссер А. Д. Дикий) и "Дачники" (1939, режиссер Б. А. Бабочкин). Убедительное воплощение получает на сцене драматургия Н. Ф. Погодина - "Мой друг" (1932), "После бала" (1934), "Аристократы" (1935), пьесы, посвященные В. И. Ленину, - "Человек с ружьем" (1938), "Кремлёвские куранты" (1940). В 40-е гг. поставлены спектакли "Вишнёвый сад" Чехова (1940), "Король Лир" Шекспира (1941). В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в г. Киров. После войны театр возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К. П. Хохлов. Ставились спектакли "Под каштанами Праги" (1946) и "Русский вопрос" (1947) Симонова, "Бесприданница" Островского, "Враги" (оба в 1948), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" Горького. В середине 50-х гг. во главе театра становится Г. А. Товстоногов. Для спектаклей 50-60-х гг. характерно усиление тенденции к сценическому воплощению острых и напряжённых жизненных коллизий, к яркой реалистической форме, к широким социально-историческим и социально-психологическим обобщениям. Наиболее значительны постановки этого периода: "Идиот" по Достоевскому, "Лиса и виноград" Фигейреду (обе в 1957), "Варвары" (1959) и "Мещане" (1967; Государственная премия СССР, 1970) Горького, документальный спектакль "Правду! Ничего кроме правды!" Д'Аля (1967), "Король Генрих IV" Шекспира (1969). В 1932 театру присвоено имя М. Горького, в 1964 получил звание академического.
В труппе театра (1973): народные артисты СССР - Е. З. Копелян, Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, народные артисты РСФСР - Л. И. Макарова, Э. А. Попова, В. И. Стржельчик, заслуженные артисты РСФСР - А. В. Абрамов, А. А. Андреев, О. В. Басилашвили, В. М. Медведев, В. П. Ковель, Н. А. Ольхина, П. П. Панков, М. А. Призван-Соколова, Б. С. Рыжухин, Н. Н. Трофимов, З. М. Шарко, С. Ю. Юрский, заслуженный артист УССР О. И. Борисов и др.; главный режиссёр народный артист СССР Г. А. Товстоногов (с 1956). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971).
Лит.: Ленинградский государственный Большой Драматический театр имени М. Горького 1919-1954, Л., 1954.
? С. Л. Цимбал.