Лесозаготовительное оборудование
Лесозаготовительное оборудование, машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производственных операций на лесозаготовках. К Л. о. относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматические линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы - для валки леса, обрезки толстых сучьев, раскряжёвки хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и сучкорезок, - валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители, насосы, мотолебёдки и т.д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180-200 тыс. штук.
Табл. 1. - Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР
Технические данные Бензиномоторные пилы Электромоторные пилы "Дружба-60" "Дружба-4" МП-5 "Урал" ЭП-К5 ЭП-К6 ЭПЧ-3
Годы выпуска
Мощность двигателя, квт
Масса (для бензиномоторных пил в незаправленном состоянии), кг 1960-1962 2,6 11,3 с 1963 3 12,4 с 1969 4 11,6 1949-1957 1,5 9 с 1958 1,7 9,3 с 1970 3 9,5
Транспортные средства подразделяются на первичный транспорт, служащий для трелёвки (подвозки) заготовляемой древесины от места повала деревьев (лесосеки) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог, и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной транспортировки используют трелёвочные тракторы, оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелёвочный трактор КТ-12 был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).
Табл. 2. - Краткие технические данные трелёвочных тракторов, выпускаемых в СССР Технические данные КТ-12 ТДТ-40 ТДТ-40М ТДТ-55 ТДТ-60 ТДТ-75 ТТ-4
Годы выпуска 1947-1956 1956-1961 с 1961 с 1965 1958-1962 с 1962 с 1973
Мощность, квт 26 31,5 37,5 44,5 45 56 81
Масса, т 5,6 6,5 6,5 8,7 10,5 10,5 12,5
Колёсные тракторы более манёвренны, скорости передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей) общего назначения созданы их транспортно-трелёвочные модификации К-703 и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами - колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовительные машины, например валочно-трелёвочные машины ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 (см. Лесосечные работы).
Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах. К нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучкорезные машины СМ-2 и СМ-55. В отдельных случаях применяют раскряжёвочные и окорочные машины, а также оборудование для производства технологической щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматические агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие соответственно 20-25 и 100-125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжёвка и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматических линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25-30 м3/ч. Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4 - гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно - гидроколун ЛО-46. Сортировка и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами с полуавтоматическими сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.
Лесозаготовительные предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами, шпалорезными станками, различными деревообрабатывающими станками, дробилками, оборудованием для производства древесноволокнистых и древесностружечных плит.
Для штабелевки и погрузки древесины в лесозаготовительном процессе используются лесопогрузочные машины, штабелёры.
Для нормальной и эффективной эксплуатации Л. о. строятся вспомогательные сооружения и устройства - эстакады, подкрановые и подъездные пути, площадки и т.д. Для технического обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы - профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механические мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования.
? Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.