Большая советская энциклопедия

Лондон (столица Великобритании)


Лондон (столица Великобритании)
Лондон (London), Большой Лондон (Greater London), столица Великобритании, главный экономический, политический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения городов мира. Расположен в центре так называемого Лондонского бассейна (на высоте 5 м над уровнем моря), на равнине, окруженной с Севера, Востока и Юга меловыми куэстовыми грядами, на обоих берегах эстуария реки Темзы, впадающей в Северное море. Климат морской с мягкой зимой и нежарким летом. Средняя температура самого холодного месяца (января) 5,3 ?С, самого тёплого (июля) 18,9 ?С; осадков в среднем около 645 мм в год. Часты туманы, во время которых из-за загрязненности воздуха над Л. образуется дымная пелена (smog).

Административно (с 1964) собственно Л. вместе с пригородами образует отдельную единицу - Большой Л. (за счёт территории соседних графств), состоящий из 32 столичных округов (районов) и Сити. Площадь 1,8 тыс. км2. Население 7,4 млн. человек (1971).

В конурбации Большого Л. сосредоточено около 1/7 населения Великобритании. Конурбация продолжает расширяться в пределах пригородной зоны, т. н. метрополитенского пояса. В этом поясе после 2-й мировой войны 1939-45 построено 8 новых городов-спутников (Бэзилдон, Брэкнелл, Кроули, Стивенедж, Уэлин-Гарден-Сити, Харлоу, Хатфилд, Хемел-Хемпстед), предназначенных для переселения части населения и перемещения промышленных предприятий из переуплотнённых центральных кварталов конурбации. Прирост населения здесь самый высокий в стране; в 1951-71 оно увеличилось на 53%. В то же время численность населения Большого Л. с середины 20 века стала сокращаться (8,2 млн. человек в 1951, 7,8 млн. человек в 1961). В Большом Л. живёт 1/10 всех иммигрантов Великобритании. На Большой Л. приходится 1/6 экономически активного населения страны (4,3 млн. человек в 1966), такая же доля занятых в промышленности, свыше 1/4 - на транспорте и в связи, свыше 2/5 - в финансовых учреждениях и банках, свыше 1/5 в торговле и 1/5 - в сфере обслуживания.

Городское управление. Общегородской орган управления - Муниципальный совет Большого Л. в составе 100 выборных советников и до 16 олдерменов, кооптируемых советом. Советники избираются на 3 года, срок полномочий олдерменов - 6 лет (каждые 3 года половина их состава переизбирается). Муниципальный совет ежегодно избирает председателя и вице-председателя, образует постоянные комитеты, наблюдающие за работой департаментов и прочих подразделений административного аппарата совета.
Столичные округа и Сити имеют собственные муниципальные органы. Муниципальные советы округов состоят из выборных советников и олдерменов. Муниципалитет Сити состоит из трёх подразделений, именуемых судами: общего собрания, олдерменов и общего совета. В суд общего собрания входят лорд-мэр, шерифы, олдермены и примерно 70 "гильдейских старшин", занесённых в список фрименов (представителей различных компаний, обосновавшихся в Сити). Олдермены и советники избираются по 25 избирательным округам постоянными жителями и налогоплательщиками Сити, причём олдермены - пожизненно, а советники - на 1 год. В состав суда общего совета входят лорд-мэр Сити, избираемый судом олдерменов, и 159 советников.
Большинство функций управления осуществляется Муниципальным советом Большого Л. и советами столичных округов. Некоторые вопросы (например, пожарная охрана, скорая помощь) относятся исключительно к компетенции городского муниципалитета, вопросами социального обеспечения, библиотек, санитарного надзора и т.п. занимаются советы округов. Для управления водоснабжением и лондонским портом созданы особые органы, не подчинённые городским властям; столичная полиция подчиняется непосредственно Министерству внутренних дел.
Исторический очерк. До римского завоевания Британии (40-60-е годы н. э.) на территории современного Л., видимо, существовало кельтское поселение. В период римского господства Л. (Londinium) вначале - военный лагерь, затем - речной и морской порт; с середины 4 в. Значительный политический центр римской Британии. Во время англо-саксонского завоевания (5-6 вв.) Л. был разрушен, но вскоре восстановлен и в начале 7 в. стал важным торговым и политическим центром. Накануне нормандского завоевания Англии в Л. насчитывалось около 20 тыс. жителей. После нормандского завоевания (1066) расширились торговые связи Л., появились ремесленные цехи и купеческие гильдии. В конце 11 - начале 12 веков Л. стал официальной столицей Англии. В конце 12 в. ему было предоставлено самоуправление. В средневековье в Л. неоднократно происходили волнения и восстания горожан против богатой городской верхушки и королевской администрации (1196 и др.); часть ремесленников и городской бедноты Л. присоединилась к восстаниям Уота Тайлера (1381) и Джэка Кэда (1450). В середине 15 в. население Л. составляло примерно 50 тыс. человек, в середине 16 в. - 80 тыс, в 1666 - уже около 500 тыс. человек. В 16 в. с развитием капиталистических отношений в Л. возникли крупные торговые компании; в 1571 открылась лондонская биржа. Лондонский порт, через который в 17 в. проходило 2/3 английской торговли, стал приобретать мировое значение. Народные массы Л. сыграли огромную роль в Английской буржуазной революции 17 в.
Промышленный переворот и превращение Великобритании в главную промышленную, торговую и колониальную державу обусловили (начиная с конца 18 в.) значение Л. как крупнейшего в мире морского порта, торгового и финансового центра. Вместе с тем в ходе промышленного переворота центр тяжести английской промышленности переместился в другие районы, богатые углём и железной рудой. К началу 19 в. население Л. превысило 1 млн. человек, а в 1881 составило 4,7 млн. человек. С начала эпохи империализма Л. как морской порт, торговый и финансовый центр был оттеснён Нью-Йорком на 2-е место. В годы 1-й мировой войны и после её окончания в Л. получили развитие новые отрасли промышленности: металлообрабатывающая, машиностроительная, автомобильная, авиационная, электротехническая и другие. Во время 2-й мировой войны 1939-45 (особенно в 1940 и в 1-й половине 1941) Л. подвергся массированным налётам немецко-фашистской авиации (30 тыс. человек погибло и свыше 50 тыс. ранено). В этот период началась перестройка промышленности Л., резко расширилась военная промышленность, особенно авиационная, а также химическая и другие отрасли.
Л. - крупный центр рабочего движения. В 1792 было создано Лондонское "корреспондентское общество" (см. "Корреспондентские общества"). Л. являлся одним из очагов и главных центров чартистского движения (см.Чартизм). В 1847 в Л. проходили 1-й и 2-й конгрессы Союза коммунистов; в 1864 основан 1-й Интернационал. 4 мая 1890 (в первое воскресенье мая) рабочие Л. провели первую демонстрацию в ознаменование Дня международной солидарности трудящихся. В 1900 в Л. основана Лейбористская партия.
В 19 - начале 20 вв. в Л. протекала деятельность революционных эмигрантов из многих стран. В Л. жили и работали К. Маркс (в 1849-83; на Хайгетском кладбище находятся могила и памятник Марксу) и Ф. Энгельс (в 1870-95), многие участники Парижской Коммуны 1871, В. Либкнехт, Л. Кошут, Дж. Мадзини и другие. Русскую революционную эмиграцию в Л. во 2-й половине 19 века представляли А. И. Герцен, издававший в 1857-65 вместе с Н. П. Огаревым "Колокол", П. А. Кропоткин, С. М. Степняк-Кравчинский и другие. В апреле 1902 в Л., где стала издаваться "Искра", впервые прибыл В. И. Ленин. В 1903 здесь при руководящем участии Ленина завершилась работа 2-го съезда РСДРП. Под руководством Ленина в Л. проходили 3-й съезд РСДРП (1905) и 5-й (Лондонский) съезд РСДРП (1907).
В Л. получило особый размах массовое движение солидарности с Советской Россией под лозунгом "Руки прочь от России!". 10 мая 1920 лондонские докеры отказались грузить оружие, предназначенное для войны против Страны Советов. 31 июля - 1 августа 1920 в Л. состоялся учредительный съезд компартии Великобритании. Рабочие Л. активно участвовали во Всеобщей стачке 1926. После 2-й мировой войны 1939-45 Л. неоднократно становился ареной забастовочной борьбы (стачки докеров, работников городского транспорта, железнодорожников, машиностроителей, судостроителей, муниципальных служащих), которая особенно усилилась в начале 70-х гг.; рабочие Л. активно участвовали в массовых стачках против антипрофсоюзного законодательства (1970-73).
Л. - крупнейший в Великобритании центр движения за мир. В течение ряда лет проводились "походы мира" в Л. из военного научно-исследовательского? атомного центра в Олдермастоне. В Л. начиная с 1949 созывались национальные конгрессы и конференции в защиту мира. Л. - место многих дипломатических встреч, совещаний и международных конференций.
? Л. А. Зак.Экономика. Большой Л. - крупнейший промышленный центр, дающий 1/6 продукции (условно-чистой) обрабатывающей промышленности страны. Развитие большинства отраслей связано с обеспечением потребностей населения столицы, с обработкой импортного сырья и материалов, поступающих через лондонский порт, с обилием рабочей силы различной квалификации, а также с научно-исследовательской работой в новейших областях знаний. ???????????????????????????? Структура промышленности Основные отрасли Доля в общем количестве занятых в промышленности (1966), % Доля в условно-чистой продукции промышленности (1963), %
Машиностроение 42,0 44,7
Бумажная и полиграфическая   12,7   11,6
Пищевая 9,0 15,8
Швейная 7,5 4,5
Химическая 5,9 4,7
Деревообрабатывающая 5,0 7,6
Около 4/5 занятых в промышленности (1966) приходится на 5 основных индустриальных районов: Центральный (западное и северное окружение Сити; 20% занятых в промышленности города), где размещается крупная полиграфическая, швейная, мебельная промышленность, производство научной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, станков, оборудования для полиграфической, швейной промышленности, а также ювелирное дело; Притемзенский (близ причалов порта; 11% занятых) - разнообразная пищевая, химическая промышленность, цветная металлургия, производство кабеля, судоремонт, автостроение (завод "Форда"), ниже по течению - нефтепереработка и нефтехимия; Северный (долина реки Ли; 13% занятых) - швейная, мебельная, химическая промышленность, электротехника, в том числе производство радиотелевизионной аппаратуры, электроламп; Северо-Западный (вдоль путей, связывающих Большой Л. с Мидлендом; 23% занятых) - новые отрасли, главным образом электротехника и электроника, авто-авиационная и станкостроение; Юго-Западный (в долине реки Вандал и вдоль коммуникаций, к Кройдону; около 10% занятых) - электротехника, станкостроение, производство научных и контрольно-измерительных приборов.
Большой Л. - транспортный узел страны. Важный международный центр авиалиний [аэропорты Лондон (Хитроу) на Западе и Гатуик к Югу от Л.]. Лондонский порт - один из крупнейших в мире по грузообороту (66,7 млн. т в 1970). Порт вытянулся на 50 км вниз по Темзе; имеет 5 систем закрытых доков-бассейнов (первый построен в 1669). Ввоз в 5 раз больше вывоза. Ввозятся нефть, продовольствие, лесоматериалы, разнообразное сырьё и полуфабрикаты, бумага и различная промышленная продукция; вывоз промышленной продукции конурбации и других районов страны. На лондонский порт приходится 1/4 каботажных перевозок Великобритании (главный груз - каменный уголь). В Л. самый старый метрополитен в мире (строился в 1860-63).
В Л. сосредоточены разнообразные финансово-банковские, торговые учреждения, главные управления многих британских и международных монополий и иностранных филиалов, фондовая и товарные биржи. Здесь совершаются крупные торговые, финансовые и многие другие деловые операции.
Н. М. Польская.Архитектура. В отличие от других крупных городов, Л. не развивался из единого центра, а формировался путём слияния самостоятельных городов и поселений; в связи с этим его архитектурный облик весьма многообразен. Историческими центрами Л. являются: средоточие политической жизни города - Вестминстер [где расположены Вестминстерское аббатство, дворцы Бакингемский и Сент-Джеймсский (с 16 в.), Банкетный зал (Банкетинг-хаус; 1619-22, архитектор И. Джонс), Вестминстерский дворец (парламент), новый Вестминстерский собор] и Сити - деловая часть Л., где расположены банки, биржи, конторы крупнейших монополий. К Сити примыкает район Тауэр-Хамлетс с замком Вильгельма Завоевателя - Тауэром - бывшей резиденцией английских королей, затем тюрьмой для политических заключённых (древнейшая часть Тауэра - "Белая башня", около 1078-85). Границы Сити в основном совпадают с пределами римского города (сохранились остатки римских укреплений, фундаменты храмов и терм); здесь находятся: романская церковь Сент-Бартоломью-зе-Грейт (основана в 1123), романо-готическая церковь храмовников Сент-Мэри (12-13 в.), ратуша (Гилд-холл; около 1411-40; перестроена в 1788-89, архитектор Дж. Данс Младший). На Западе Сити расположен комплекс "Подворья юристов" - Темпл (сохранились холл, фахверковые ворота, 16-17 в.). Из старых построек, находящихся вне этих центров, примечательны готический Саутуоркский собор (Сент-Сэвьор; 13-15 в.) и дворец Хэмптон-корт (с 1515; позднеготический холл - 1531-36, восточные и южные крылья - 1689-94, архитектор К. Рен). Район Сити застраивался бурно и беспорядочно, неоднократно предпринимавшиеся с 16 в. попытки упорядочения его градостроительной структуры (например, проекты реконструкции после пожара 1666, архитектор К. Рен, Дж. Эвелин) игнорировались. На территории Вестминстера расположены кварталы Уэст-Энда с особняками, отелями, главными торговыми улицами, колледжами, музеями и увеселительными заведениями, к Востоку от Сити - Ист-Энд, район доков и рабочих кварталов, отличающихся скученностью застройки и почти полным отсутствием зелени. Примеры ансамблевого строительства прошлых эпох сохранились преимущественно в аристократическом Уэст-Энде: такова предпринятая в эпоху классицизма и отмеченная строгим единством и монументальностью общего замысла (иногда - органичной связью с парковыми комплексами) застройка районов Риджентспарк, Риджент-стрит, Оксфорд-сёркус, Парк-кресент (все - между 1812-30, архитектор Дж. Нэш), Адельфи, Портлендплейс, Фицрой-сквер (все - между 1768-1800, архитекторы братья Р. и Дж. Адам; сохранились фрагментарно); такова и застройка многих кварталов - типовыми "террас-хаусами" 2-й половины 19 в.
Из отдельных памятников классицизма: церкви К. Рена (Сент-Мэри-ле-Боу, 1670-80 и многие другие) и Дж. Гиббса (Сент-Мэри-ле-Стрэнд, 1714-17; Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, 1722-26), собор св. Павла (Сент-Пол; 1675-1710, архитектор К. Рен); госпитали в Гринвиче (1616-1728, архитекторы И. Джонс, К. Рен и Дж. Ванбру) и Челси (1694, архитектор К. Рен), резиденция лорд-мэра Меншон-хаус (1739-53, архитектор Дж. Данс Старший), Сомерсет-хаус (1776-86, архитектор У. Чеймберс). В стиле позднего классицизма и неоклассицизма - Английский банк (1788-1833, архитектор. Дж. Соун; сохранился фрагментарно), Британский музей (1823-47, архитекторы Р. и С. Смёрк), биржа (1841-44, архитектор У. Таит), Совет Большого Лондона (1911-22, архитектор Р. Нотт), Британник-хаус (1924-27, архитектор Э. Лаченс); неоготические сооружения - здание парламента (в Вестминстере), церкви - Олл-Сентс (1849-59, архитектор У. Баттерфилд) и Сент-Мэри-Абботс (1869-79, архитектор Дж. Г. Скотт), Тауэрский мост (1886-94, архитектор Дж. Бэрри, Х. Джонс). Эклектичные по формам вокзалы - Кингс-Кросс (1851-52, архитектор Л. Кабитт) и Сент-Панкрас (1868-74, архитектор Дж. Г. Скотт, У. Барло). Интересные образцы современной архитектуры: редакция "Дейли экспресс" (1932, архитектор Х. О. Эллис и Кларк), медицинский центр в Финсбэри (группа "Тектон", 1939), Королевский концертный зал (Ройял-фестивал-холл; 1949-51, архитектор Р. Мэтью, Л. Мартин), Национальный совет профсоюза докеров, аэровокзал (оба 1956, архитектор Ф. Гибберд), конторское здание Кэстрол-хаус (1959, архитекторы Голлинс, М. Уорд и другие), американское посольство (1960, американский архитектор Э. Сааринен), небоскрёб компании "Виккерс" (1962, архитектор Р. Уорд), редакция журнала "Экономист" (1964, архитекторы А. и П. Смитсон), центр искусств (1967, архитектор Х. Беннет). В 20 в. в пределах Большого Л. созданы жилые комплексы, в строительстве которых были осуществлены современные концепции города-спутника, реализованы новаторские методы ландшафтной архитектуры: таковы выстроенные по инициативе Э. Хоуарда экспериментальные города-сады (Уэлин-Гарден-Сити, с 1920, архитектор Л. де Суассон и другие) и созданные на основе плана Большого Л., составленного Л. П. Аберкромби (1944), города-спутники (Стивенедж, с 1946,? с 1946, архитектор Ф. Гибберд и другие). Стихийное разрастание самого Л., хаотичность застройки, транспортные затруднения, а также обширные разрушения, причинённые 2-й мировой войной 1939-45, обусловили необходимость урегулирования планировки города, однако посвященные этому проекты (центр Сити, 1947, архитекторы Ч. Холден, У. Холфорд; район собора св. Павла, 1956, архитектор У. Холфорд) не были осуществлены (или были осуществлены лишь частично). Строительство изолированных жилых микрорайонов смешанного характера (блоки Хайпойнт в Хайгете, 1933, группа "Тектон"; кварталы - Холфилд в Паддингтоне, 1949-56, архитекторы Л. Дрейк, Д. Лэсден; Чёрчилл-гарденс в Пимлико, 1947-55, архитекторы Ф. Пауэлл, И. Мойя; Голден-лейн в Сити, 1957, архитектор П. Чеймберлин и другие; Олтон в Роухемптоне, 1951-59, архитекторы Х. Беннет, Р. Мэтью и другие) не затрагивает градостроительную структуру Л. в целом.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Л. находятся: Лондонский университет, университет Сити, Политехнический институт Сити, Политехнический институт Центрального Л., Королевская академия драматического искусства, Королевская академия музыки, Лондонская академия музыки и драматического искусства, Школа королевского балета, Королевская академия танца; Лондонское королевское общество, Королевская академия искусств, Британская академия, объединяющая учёных в области гуманитарных наук, Королевский институт Великобритании, а также большое количество научных обществ и научных учреждений во всех областях науки, техники, искусства; одна из крупнейших в мире Библиотека Британского музея, Национальная научно-техническая библиотека, крупные библиотеки при университетах; более 30 музеев, в том числе Британский музей, Научный музей, Британский музей естественной истории, Геологический музей, Виктории и Альберта музей, Музей Лондона, Национальная галерея, Национальная портретная галерея, Британский театральный музей, Тейт галерея, Имперский военный музей, Национальный морской музей и многие другие. Работает около 80 театров (1973) (театральные здания арендуются различными труппами). Ведущие драматические коллективы: Национальный театр (работает в помещении театра "0лд Вик"), филиал Королевского шекспировского театра (в театре "Олдуич"), "Инглиш стейдж компани" (в театре "Ройял Корт"), "Мермейд тиэтр"; оперно-балетные театры - "Ковент-Гарден" и "Сэдлерс-Уэллс"; крупнейшие концертные залы - Ройял фестивал-холл и Ройял Альберт-холл.
См. илл.Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 263-310; Керженцев П. М., Лондон, 2 изд., М. - П., 1923; Семенов В. М., По ленинским местам в Лондоне, М., 1960; Воронихина Л. Н., Лондон, [Л.], 1969; Польская Н. М., Особенности роста и заселения пригородной зоны Лондона, "Вестник МГУ. Серия 5. География", 1970, Ї 3; Иконников А. В., Лондон, Л., 1972; Mitchell R. J. and Leys M. D. R., A history of London life, L., 1963; Eades G. E., Historic London, L., 1966; An encyclopaedia of London, ed. by W. Kent, L., 1951; London landmarks. A guide with maps to places where Marx, Engels and Lenin lived and worked, 3 ed., L., [1963]; Bird J., The geography of the port of London, L., 1957: Hall P., The industries of London since 1861, L., 1962; его же, London 2000, L., 1963: The geography of greater London, ed. by R. Clayton, L., 1964: Greater London, ed. J. T. Coppock and Н. C. Prince, L., 1964; Martin J. E., Greater London: and industrial geography, L., 1966; Rayns A. W., The London region, L., 1971; Rasmussen S. E., London: the unique city, L., 1937; Pevsner N., London (The buildings of England, v. 6, 12), Harmondsworth. 1952-57; Olsen D. J., Town planning in London. The eighteenth and nineteenth centuries, New Haven, 1964; Trent C., Greater London, its growth and development through 2000 years. L., 1965.

Смотрите также: