Лувр
Лувр (Louvre), памятник архитектуры в Париже; первоначально - королевский дворец, затем - художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Строился на месте замка начала 13-14 вв.. В 1546-74 П. Леско возвёл дворец в формах ренессанса; скульптурный декор был выполнен Ж. Гужоном. Л. расширяли Ж. Лемерсье (строил с 1624 западный корпус и часть северного), Л. Лево (1661-64, обстройка двора), К. Перро (1667-74, классицистический восточный фасад с колоннадой, см. илл.); в оформлении интерьеров участвовал Ш. Лебрен (с 1661, галерея Аполлона). Перестройки и расширения Л., являющегося одной из архитектурных доминант исторического центра Парижа, продолжались по 50-е гг. 19 в., когда Л. Висконти и Э. Лефюэль пристроили к Л. так называемый Новый Лувр (впоследствии картинная галерея).
Со 2-й половины 17 в. Л. перестал быть королевской резиденцией и использовался главным образом для нужд Королевской академии живописи и скульптуры, отчасти как хранилище королевских художественных коллекций. В 1791 декретом революционного Конвента Л. был превращен в национальный художественный музей и 8 ноября 1793 открыт для публики. Основу его составили бывшие королевские собрания, а также национализированные коллекции некоторых монастырей, церквей и знатных семей. Собрание пополнялось за счёт трофеев наполеоновских походов, закупок в разных странах, многочисленных пожертвований. К концу 1960-х гг. в каталоге живописи и скульптуры Л. значилось около 20 000 номеров. Музей состоит из 6 отделов: восточных древностей, египетских древностей, греческих и римских древностей, скульптуры (средневековой, эпохи Возрождения и позднейшего времени), живописи и рисунка, декоративно-прикладного искусства. Одним из самых значительных в мире является собрание восточных древностей. С наибольшей полнотой в Л. представлено французское искусство (произведения Л. Ленена, Н. Пуссена, Филиппа де Шампеня, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Г. Курбе и многих других). Особенно богата его картинная галерея. В Л. хранится ряд всемирно известных памятников искусства: "Нике Самофракийская" (конец 4 или 2 век до н. э.), "Афродита Милосская" (2 век до н. э.), статуи рабов работы Микеланджело, "Мадонна в скалах" и "Джоконда" Леонардо да Винчи, портрет Б. Кастильоне работы Рафаэля, "Сельский концерт" Джорджоне, "Юноша с перчаткой" Тициана, "Брак в Кане" Веронезе, "Богоматерь канцлера Ролена" Я. ван Эйка, "Портрет Елены Фаурмент с детьми" П. П. Рубенса, "Вирсавия" Рембрандта и многие другие. С 1931 широко проводится реорганизация коллекции вместе с реконструкцией помещений музея. Современная экспозиция Л. строится по хронологическому принципу и национальным школам, однако крупные частные собрания, пожертвованные музею, представлены отдельно. Административно подчинён Л. Музей импрессионизма (см. Импрессионизма музей; в 1947 открыт в Галерее Жё де Пом). К Л. относится также так называемая Оранжерея (выставочное помещение и постоянная экспозиция серии панно "Кувшинки" К. Моне).
Лит.: Калитина Н. Н., Музеи Парижа, Л. - М., 1967; Blum A., Le Louvre. Du palais au Musée, Gen., 1946; Вazin G., Le Louvre, P., 1960.