Минные заграждения
Минные заграждения морские, заграждения, создаваемые на морских, озёрных или речных пространствах для поражения минами кораблей противника и затруднения их действий. Морские мины (см. Мины морские) в М. з. в зависимости от тактических требований располагаются в 1, 2 или 3 ряда, минными банками (группами мин) и вертикальными завесами (минами, поставленными на разной глубине). Оборонительные М. з. устанавливаются в своих водах для усиления обороны побережья и подходов к базам, а активные - в водах противника для затруднения маневра кораблей в районах его баз, портов, морских сообщений и нанесения им потерь. М. з. (рис. 1-3) ставятся надводными кораблями, подводными лодками (см. Заградитель минный), а также самолётами. Для противодействия тралению мин оборонительных М. з. вблизи побережья обычно прикрываются огнем береговых батарей. Впереди М. з. устанавливаются минные защитники. Для преодоления М. з. используются специальные корабли - тральщики.
М. з. были впервые применены во время Крымской войны 1853-56 русским флотом для обороны Кронштадта, на подходах к Ревелю, Свеаборгу, Усть-Двипску, на рр. Дунае, Южной Буге и в Керченском проливе. В июне 1855 близ Кронштадта подорвались на минах 4 английских военных корабля. Этот опыт был использован американцами в Гражданской войне 1861-65. В русско-японскую войну 1904-05 при обороне Порт-Артура на русском М. з. погибли 2 японских броненосца, 2 крейсера и 9 других кораблей; на японском М. з. погибли броненосец "Петропавловск" и некоторые другие корабли. В 1-ю мировую войну 1914-18 использование мин приняло массовый характер. На М. з. было израсходовано всеми воюющими странами около 310 тыс. мин. На всех морских театрах военных действий от подрыва на М. з. в 1914-18 погибло свыше 200 боевых кораблей и до 180 тральщиков. Во 2-ю мировую войну 1939-45 особенно широко применялась постановка М. з., в том числе авиацией в гаванях, на рейдах, морских и речных сообщениях. Всего во время войны было поставлено свыше 700 тыс. мин.
? С. Д. Могильный.