Миниатюра (в изобр. искусстве)
Миниатюра (в изобр. искусстве)
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов. Термин "М." применяется и к некоторым литературным и музыкальным произведениям (см. Миниатюра в литературе, театре, цирке, на эстраде). Специфический вид М. - живописные или графические (иногда резные) изображения (особенно портретные), имеющие самостоятельный характер. Особая разновидность М. - живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (см. Лаки художественные).
Одну из основных областей художественных М. составляет книжная М. - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и др. Книжные М. известны уже в Древнем Египте ("Книга мёртвых" эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М. 4-6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды ("Илиада" Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М. (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы ("Парижская псалтирь", 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены ("Хлудовская псалтирь", 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М. характерно обилие локальных школ. В М. времени Меровингов (5-8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб ("Геласианский сакраментарий", середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7-9 вв. украшались М. крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента ("Евангелие из Дарроу", 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи "Каролингского возрождения" наряду с крупноформатными М., следующими позднеантичным образцам ("Евангелие Ады", нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером ("Утрехтская псалтырь", 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М. испытывает воздействие византийская М.: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными ("Бамбергский Апокалипсис", около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М. 11-12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в М. проникают элементы народного творчества ("Моралия" святого Григория Великого, 1109-33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М. 13-15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М. дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М. (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М. братьев Лимбург ("Богатейший часослов герцога Беррийского"; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М. элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции ("Часослов Этьенна Шевалье" Ж. Фуке, 1450-55, разные музеи Европы).
В 11 в. в Древней Руси М. в основном следовали византийским образцам (Остромирово евангелие, 1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград; см. илл.). В 12-15 вв. наряду с крупными М., близкими современным им фрескам и иконам ("Евангелие Хитрово", конец 14 - начало 15 вв., библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (инициалы новгородских рукописей 12-15 вв. с плетёным орнаментом, с фантастическими и реальными фигурами). В конце 15 в. в М. проникают светские (главным образом исторические и бытовые) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко-живописный вид М. ("Пересопницкое евангелие", 1556-61, Государственная библиотека УССР им. КПСС, Киев). В М. 17 в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории ("Сийское евангелие", 1693, библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в 17-19 вв. "поморские рукописи" украшались богатым, сочным, но несколько грубоватым орнаментом с барочными мотивами ("Евангелие", 1678, Оружейная палата, Москва).
В средневековой Армении местные школы М. известны с 6-7 вв. В целом для арм. М. характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. В 9-10 вв. наряду с динамичными, графичными, связанными с народным искусством М. ("Лазаревское евангелие", 887) имеются и парадно-монументальные, обильно украшенные золотом ("Эчмиадзинское евангелие", 989; оба - в Матенадаране, Ереван). Из школ 13-14 вв. наиболее значительна киликийская школа. М. её главы Тороса Рослина (2-я половина 13 в.) отличаются психологической выразительностью, мягким и точным рисунком, богато разработанным орнаментом. Грузинская М. 9-10 вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки ("Мцхетская псалтырь", 10 в.). Византинизирующее направление в М. придерживалось техники многослойного письма с применением золота ("Гелатское четвероевангелие", 11 в.; см. илл.; оба - в институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В 17 в. иллюстрировались светские книги (особенно "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели).
В средневековой арабской М. выделяются школы: египетская, стилистически связанная с коптским искусством, сирийская, находившаяся под сильным византийским влиянием, и иракская, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранская, афганская, среднеазиатская и азербайджанская М. (расцвет которой относится к 1-й половине 15 в.) органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют её декоративный образный строй (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа). В 16-17 вв. в Иране и других странах появляется портретная М. В раннесредневековой индийской М. плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к 16-17 вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты ("Бабур-наме", конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистические жанры (см. Гуджаратская школа, Могольская школа, Раджпутская школа). М. (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя близки к пиктографии уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки (миштекский "Кодекс Борджа", 14-16 вв., Ватиканская библиотека). См. также Книга.
Портретная М. - вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М. пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М. складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М. (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М. достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 - начале 19 вв. в жанре портретной М. работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. - во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер - в Англии; австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М. (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 - начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М. работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М. исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.
Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, М. - Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey..., v. 1-2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1-6, Oxf., 1934-53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes..., P., [192...].