Монюшко Станислав
Монюшко (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, - 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 - у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837-1840 - у Ф. Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное сочинение - "Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840-58 жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников - Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вёл большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 работал над песнями, которые объединил в сборники "Домашние песенники" (сборник 1-6 изд. в 1844-59; 7-12 - посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал около 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля - использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка. С 1858 М. работал в Варшаве, был дирижёром "Театра Вельки"; в 1864-74 - профессор Музыкального института (среди учеников - З. Носковский, Х. Ярецкий).
М. внёс национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку ("Остробрамские литании", 6 месс, в том числе "Петровинская"). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения М. (фантастическая увертюра "Сказка", посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин", 1856, "Военная", 1857, и др.). Но главная заслуга М. - создание первой национальной оперы. Его оперный дебют - "Галька" (концертное исполнение, 2-актная редакция, 1848, постановка 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая редакция - 4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в том числе в "Танцах горцев"), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои комические оперы "Сплавщик леса" (1858), в которой дал образы крестьян, "Графиня" (1860) и "Честное слово" (1861) - сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер М. - "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере "Пария" (1869).
Музыкально-сценические произведения М. (им написано свыше 15 опер, несколько водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди других произведений - около 50 пьес для фортепино, вокальные ансамбли, хоры.
М. совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 - неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 - авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858 М. посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество М. - одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры - получило признание в других странах, особенно в славянских.
Лит.: С. Монюшко. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, М. - Л., 1952; Бэлза И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952, Ї 6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki Z., S. Moniuszko, Kraków, 1961.
? И. И. Свирида.